18.10.2018. APCNEWS.RU. От редакции: В 1549 году бароном Сигизмундом фон Герберштейном — австрийским дипломатом, находившимся долгое время в Великом княжестве Московском, была написана книга «Записки о Московии» (лат. Rerum Moscoviticarum Commentarii).
Приводим отрывок этого замечательного труда — канонические «Ответы» киевского митрополита Иоанна II Продрома (1080–1089) черноризцу Иакову, находящиеся при разных бумажных и харатейных списках Кормчей книги, а также отдельные статьи «Вопрошания» Кирика, иеромонаха и доместика новгородского Антониева монастыря, и ответов новгородского епископа Нифонта (1129–1156). Это сборник правил на разные церковные случаи: касательно дел веры, священнодействия; духовенства, его прав, обязанностей и образа жизни; отношения православных к латинянам и еретикам; дел брачных, семейных, домашних, сообщает Служба новостей APCNEWS.RU со ссылкой на сайт Русская вера.
Использован перевод с латинского базельского издания 1556 года И. Анонимова, 1866 год.
Следуют правила некоего Иоанна митрополита, называемого пророком, которые я пожелал привести здесь хоть вкратце, ибо смог достать их лишь на короткое время [1].
Мальчики в случае необходимости могут быть окрещены без священника. Животных и птиц, растерзанных птицами и зверями, не подобает есть; если же кто будет их есть, или будет служить на опресноках, или в четыредесятницу будет употреблять в пищу мясо или пить кровь животных, те подлежат исправлению.
Удавленных птиц и животных есть не подобает.
Русским не возбранено в случае нужды есть с латинянами (Romani, Romische), но отнюдь не подобает слушать вместе с ними службу.
Русским подобает обращать к истинной вере всех латинян, крещенных неправильно, потому что они не были погружены в воду целиком; в случае же обращения их не подобает тотчас давать им причастие, так же как и татарам и другим, отвратившимся от своей веры.
Старые образа и доски, на которых происходит освящение даров, сжигать нельзя, но надо зарывать их в саду или в каком-нибудь другом честном месте, дабы не подвергать их поношению и бесчестью.
Если ты строишь дом на священном месте, то место, где был алтарь, должно остаться пустым.
Супруга, вступившего в монастырь, можно посвящать в священство, если его жена выйдет за другого.
Дочь государя не следует выдавать за причащающегося от опресноков и вкушающего нечистое.
Священники в зимнее время могут носить платье из шкур животных, которых они употребили в пищу.
Не бывшие у исповеди и не возвращающие чужого имущества не должны допускаться к причастию.
Священникам и монахам нельзя присутствовать на свадьбах во время плясок.
Священник, сознательно обвенчавший кого-нибудь, вступающего в третий брак, должен быть лишен сана.
Мать, желающая окрестить детей, не могущих соблюдать поста, должна поститься за них.
Если муж, оставив первую жену, возьмет другую, или если жена выйдет за другого, то их нельзя допускать к причастию до тех пор, пока не вернутся к браку.
Никого не подобает продавать иноверцу.
Кто ел с латинянами, зная об этом, должен быть очищен очистительными молитвами.
Жена священника, плененная неверными, выкупается и снова принимается в супружество, потому что претерпела насилие.
Купцы и путники, ходящие в латинские страны, не лишаются причастия, но допускаются к нему после примирения с церковью через покаянные молитвы.
В монастыре нельзя устраивать пиршеств с присутствием женщин. Брак следует совершать только всенародно в церквах.
Следуют вопросы некоего Кирилла к епископу новгородскому Нифонту [2].
Что если человек после причащения изблюет от чрезмерного употребления пищи или питья?
Ответ. Пусть кается и постится сорок дней. Если это случится не от пресыщения, а от дурноты, то двадцать дней; если же от другой ничтожной причины, то менее. Священник, совершивший что-нибудь подобное, должен сорок дней воздерживаться от богослужения и поститься; если же это случилось от другой какой ничтожной причины, то он постится неделю, воздерживаясь от меда, мяса и молока. Если же изблюет на третий или четвертый день после причащения, то должен подвергнуться покаянию. Если же кто-либо изблюет святые тайны, то должен каяться сто двадцать дней; если же изблюет по болезни, то три дня; изблеванное же следует выжечь огнем и прочесть сто псалмов; если же собака пожрет изблеванное, то должен поститься сто дней.
Если глиняные или деревянные сосуды подвергнутся осквернению, что надлежит делать?
Ответ. Они должны быть очищены очистительными молитвами.
Что должно делать для души усопшего?
Ответ. Должно уплатить одну гривну (griffna, Grifn) за пять обеден с курениями, хлебами и вареной пшеницей, которая именуется кутьей (kuthia). Но вино священник должен иметь собственное.
Что, если я в течение восьми дней не давал ничего есть больному монаху, принявшему схиму (букв.: облеченному в одежды серафические)?
Ответ. Это правильно, ибо он пребывал в чине ангельском.
Что, если латинянин захочет перейти к русскому обряду?
Ответ. Пусть ходит в нашу церковь семь дней; пусть ему наречется новое имя, читаются набожно каждый день в его присутствии четыре молитвы, затем омоется в бане, семь дней воздерживается от мяса и молочного, а на восьмой день, вымывшись, придет в церковь. Над ним должны быть прочитаны четыре обычных молитвы, его облекают в чистое одеяние, на голову ему возлагают венец (corona) или венок (sertum), он помазуется миром, а в руки ему дается восковая свеча; в продолжение обедни его причащают и затем он считается за нового христианина.
Можно ли по праздникам резать птиц, рыб или других земных животных?
Ответ. В день воскресенья, так как это день праздничный, человек должен идти в церковь, но, если того потребует нужда человеческая, можно резать.
Можно ли хранить весь год дары, освященные в вербную неделю (hebdomada palmarum, Palmwoche)?
Ответ. Они должны храниться в чистом сосуде. Давая их больному, священник должен влить немного вина.
Можно ли добавлять воду к вину, причащая больного?
Ответ. Достаточно и одного вина.
Можно ли давать причастие больным, беснующимся и безумным?
Ответ. Причастие должно только коснуться их уст.
Можно ли священнику, у которого жена в родах, читать над ней молитвы, как это делается над женами мирян?
Ответ. Нет, ибо в Греции такого обычая не соблюдается, разве только если нельзя найти другого священника.
Что следует есть в день воздвижения святого креста?
Ответ. Монахи не должны есть рыбы, миряне же, лобызавшие в этот день святой крест, могут есть мясо, если только это не приходится на пятницу или среду.
Можно ли священнику, возлежавшему ночью с женой, утром входить в церковь?
Ответ. Пусть прежде омоет ту часть, что находится под пупом, и тогда входит в церковь. Он может читать евангелие, но приближаться к алтарю или служить запрещается. Но если священник пожелает служить в воскресенье и во вторник, то он может спать с женой в понедельник, и так далее.
Можно ли давать причастие неженатому?
Ответ. Да, но только если он весь Великий пост не сходился с чужой женой или со скотом.
Можно ли причащать младенцев после крещения?
Ответ. В храме во время службы или пения вечерних молитв.
Какого рода пищу следует вкушать в Великий пост?
Ответ. В воскресные и субботние дни — рыбу, а в остальные — икру (Ikhri), т. е. (на их языке) рыбьи внутренности. В Великую неделю монахам подобает вкушать мед и пить квас (Kvas), т. е. (на их языке) кислую воду.
Сколько свечей надо зажигать при освящении кутьи?
Ответ. За души усопших — две, а за здравие живущего — три.
Как приготовляется кутья?
Ответ. Взять три части вареной пшеницы, а четвертую — гороха (de pisis, Arbassen), бобов (de fabis, Panen) и сочевицы (de cicere, Zisern), также вареных, приправить медом и сахаром, прибавить также и других плодов, если они есть. Кутью эту по окончании похорон следует вкушать в церкви.
Когда следует крестить булгар, половцев (Polowczi) и чудь (Czudi)?
Ответ. Если они предварительно будут поститься сорок дней и над ними будут прочитаны очистительные молитвы; если же это будет славянин, то должен поститься только восемь дней. При крещении ребенка священнику надлежит тщательно подвязывать рукава, чтобы при погружении ребенка на его платье не осталось чего-либо от воды крещения. Женщина также не должна входить в церковь в течение сорока дней после родов.
Следует ли причащать женщину после месячных?
Ответ. Нельзя причащать, пока она не омоется.
Можно ли входить в жилище родильницы?
Ответ. В то место, где родила женщина, никому нельзя входить до трех дней. Ибо как другие нечистые сосуды следует старательно мыть, так и это жилище должно быть прежде очищено молитвами.
Следует ли погребать после заката солнца?
Ответ. Когда солнце уже закатилось, погребать никого нельзя, ибо это венец мертвых (corona mortuorum; der todten Cron) — видеть солнце перед погребением. Весьма велика заслуга того, кто погребает кости умерших и старые образа.
Можно ли супругу принимать причастие около праздника Пасхи?
Ответ. Если только он в четыредесятницу не спал с женой. Равным образом, если кто в день Пасхи коснется зубами яйца или у кого будут кровоточить десны, тот должен в этот день воздержаться от причастия.
Можно ли мужу в следующую после причащения ночь спать с женою?
Ответ. Можно. Однако, если жена зачнет ребенка порочного нрава, то родители должны подвергаться покаянию в пятницу, субботу и воскресенье. Если же родители окажутся знатными и именитыми людьми, пусть заплатят несколько гривен священнику, чтобы он молился за них.
Если случайно окажется брошенной на землю разорванная бумага (papyrus, papier), содержащая что-нибудь из священного писания, то можно ли ходить по этому месту?
Ответ. Нельзя.
Можно ли употреблять в пищу молоко коровы в тот же день, когда она отелилась?
Ответ. Нельзя, так как оно смешано с кровью, а спустя два дня — можно.
В каких случаях следует отрешать от священнослужения?
Ответ. Если священник, пылая во время поста страстью к женщине, всунет ей в рот язык, если, воспламенившись похотью, он прольет детородное семя, то должен воздерживаться от богослужения целый год. Если же он совершит что-либо подобное до священства, то его не следует ставить священником. Если же в подобном прегрешении и позоре признается мирянин, то в этот год он не должен причащаться.
Следует ли поставлять в священный сан того, у которого было единственное соитие, но женщина зачала?
Ответ. Редко зачинают после первого соития; если же он сойдется с ней десять раз, то его посвящать нельзя. Кроме того, если кто растлит девушку или при первом соитии со своей женой заметит, что она лишена невинности, то также недостоин быть священником.
Какому покаянию подвергается разведшийся?
Ответ. Его следует навсегда лишить причастия, которое можно даровать ему только на смертном одре.
Можно ли кому-либо при жизни справлять заупокойные службы за спасение своей души?
Ответ. Можно.
Может ли супруг помогать супруге при совершении покаяния?
Ответ. Не может, так же как брат брату.
Может ли священник отправлять богослужение в тот день, когда он хоронил мертвого и лобызал его?
Ответ. Не может.
Должно ли причащать родильницу в безнадежном положении?
Ответ. Лишь бы она была унесена с того места, где родила, и была вымыта.
Можно ли иметь общение с женой в том месте, где находятся образа святых?
Ответ. Разве, приступая к жене, ты не снимаешь креста с шеи? Равным образом, нельзя совокупляться и в комнате с образами, если они не будут хорошо заперты и закрыты.
Можно ли тотчас после обеда и ужина перед отходом ко сну молиться в церкви?
Ответ. Что лучше, спать или молиться?
Может ли священник посетить больного и дать ему причастие без священного одеяния?
Ответ. Может.
Как надо вступать в брак?
Ответ. Желающий вступить в брак должен воздерживаться от других женщин сорок или по меньшей мере восемь дней.
Необходимо ли покаяние со стороны женщины, которая выкинула?
Ответ. Женщина, выкинувшая в пьяном виде, а не от какой-либо случайности, должна принести покаяние. Точно так же, если женщина даст своему мужу выпить той воды, которой она мылась, чтобы он любил ее, должна поститься шесть недель.
Можно ли употреблять в пищу мясо и молоко той коровы, с которой совокупился человек?
Ответ. Все могут употреблять это в пищу, кроме самого развратника.
Может ли женщина прибегать к советам старух (vetula) для того, чтобы зачать?
Ответ. Женщины, прибегающие, для того чтобы зачать, к советам и зельям старух, вместо того чтобы обратиться к священнику, дабы те помогли им своими молитвами, должны каяться шесть недель и заплатить священнику три гривны. Если же пьяный ударит беременную женщину, так что она выкинет, то он должен каяться полгода. И повивальным бабкам вход в храм должен быть возбранен в течение восьми дней, пока они не очистятся молитвами.
[1] Герберштейн цитирует древнерусский перевод канонических «Ответов» киевского митрополита Иоанна II Продрома (1080–1089) черноризцу Иакову (публ.: РИБ.— Т. VI. — Стб. 1—20; греческий оригинал: РИБ. — Т. VI. — Стб. 323–346; о памятнике см.: Никольский Н. К. Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений. X–XI в. — Спб., 1906. — С. 211–225).
[2] Герберштейн приводит перевод отдельных статей «Вопрошания» Кирика, иеромонаха и доместика новгородского Антониева монастыря, священников Саввы и Ильи и ответов новгородского епископа Нифонта (1129–1156), причем перевод осуществлен Герберштейном по так называемой обычной редакции «Вопрошания» (Смирнов С. И. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины. — М., 1912. — С. 258. — Примеч. 1; публ.: РИБ. — Т. VI. — Стб. 21–62). О памятнике см.: Смирнов С. И. Материалы... — С. 257–281; Он же. Древнерусский духовник. — М., 1913. — С. 104–132.