31.05.2019. APCNEWS.RU. В Институте гуманитарных исследований Бухарестского университета прошла двухдневная научная конференция под названием «Естественная теология и теология откровения в Германии эпохи Просвещения», сообщается на сайте мероприятия.
Цель форума её организаторы видели в обсуждении результатов, которые были получены исследователями взглядов и трактовок различных теологических идей и концепций представителями Немецкого Просвещения (вплоть до Канта), говорится в пресс-релизе конференции, – сообщает Служба новостей APCNEWS.RU со ссылкой на Седмицу.
В последние несколько десятилетий среди специалистов по германской культуре XVIII в. заметен стремительный рост интереса к теологической проблематике указанного периода. Это особенно видно по тому, что появляется немало монографий по соответствующей тематике. Кроме того, всё больше и чаще издаются малоизвестные доселе тексты авторов эпохи Просвещения в Германии.
Общим местом среди представителей международного академического сообщества становится тезис о том, что именно во 2-ой пол. XVIII в. метафизика, эстетика, эпистемология, политика, этнология и искусство обогатились за счёт плодотворного взаимодействия с теологией. Это, в свою очередь, привело в те времена к появлению ряда новых подходов в изучении и переосмыслении связей между сферами человеческого и божественного.
Участникам форума были предложены следующие темы для докладов и дискуссий: связь между естественным богословием и богословием откровения; связь между естественным богословием и другими метафизическими дисциплинами, такими как онтология, космология и психология; роль, которую теология в целом играет в развитии философских дисциплин, с особым учетом эстетики и этики; актуальность теологической рефлексии в Берлинской Академии наук эпохи Просвещения; католические и лютеранские взгляды на веру в Германии XVIII века; феномен секуляризации и так называемой «повторной сакрализации»; связь между религией и идеями Просвещения, и т. п.
В работе научного форума принимали участие теологи, философы и историки культуры эпохи Просвещения в Германии из университетов и научных центров Румынии, Венгрии, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Канады.
Значительная часть докладов конференции была посвящена теологическому и философскому наследию Германа Реймаруса, Готфрида Лейбница, Христиана фон Вольфа и других выдающихся представителей Немецкого Просвещения. Это сообщения:
– Физико-теология как руководство по наукам о жизни. Трактат Реймаруса «Рассуждение о важнейших истинах естественной религии» (Стефани Бухенау, Университет Парижа VIII);
– Лейбниц о социнианстве, Святой Троице и Божественной простоте (Ян Л. Пропах, Мюнхен);.
– Лейбниц о космологическом аргументе (Оуэн Пиккерт, Торонто)
– Премонтваль о естественной и рациональной теологии (Ллойд Стрикленд, Манчестер);
– Мозес Мендельсон и Соломон Маймон о религии и суеверии (Джейсон Йоновер, Балтимор), и др.
Наибольший интерес и продолжительные дискуссии вызвал доклад румынского специалиста по философии Нового времени д-ра Развана Йоана (Бухаресткий университет) «Имманентный Бог у Канта в его Opus Postumum». (Opus Postumum – это принятое среди исследователей Канта рукописных заметок, опубликованных лишь после смерти, в которых философ уже после издания своих основных сочинений продолжает критически переосмысливать проблематику этих сочинений и реакцию различных критиков и оппонентов на приведенные им доводы, развивая их и свою философскую систему.)
Ряд сообщений был посвящен проблемам, связанным с выработкой мыслителями и учёными эпохи Просвещения методологии и понятийного аппарата с целью изучения и формулирования теологических и естественнонаучных концепций. Вот названия некоторых из них: «Споры в среде представителей Немецкого Просвещения вокруг математического метода в теологии»; «Трансильванский взгляд на Бога, понимаемого как сила материи в Берлинской академии наук в период позднего Просвещения»; «Антропологизация духовных эмоций в лютеранстве около 1750 года», и т. д.
Конференция была проведена в рамках исследовательского проекта группы исследователей Бухаресткого университета под названием «Прогресс благодаря эклектизму? Трансформация метафизики в Берлинской академии наук в второй половине XVIII в.»