В Англии прошла международная конференция по истории библейских исследований

В Англии прошла международная конференция по истории библейских исследований

В Англии прошла международная конференция по истории библейских исследований

12.06.2019. APCNEWS.RU.      В Оксфордском университете прошла двухдневная научная конференция исследователей Библии и иудаизма под названием «Протестантская библеистика: антисемитизм, филосемитизм и антииудаизм», сообщается на веб-сайте Центра библейских и гуманитарных исследований в Ориел Колледже (OrielCollege), выступившего организатором научного форума.

Как говорится в пресс-релизе форума, "цель конференции – обсудить общие идеологические и методологические основания исследований Библии и иудаизма, а также то, как эти основания осознавались и трансформировались в рамках протестантской теологической науки на всём протяжении истории последней", – сообщает Служба новостей APCNEWS.RU со ссылкой на Седмицу.

Особое внимание организаторами и участниками конференции было уделено теме догматических и псевдо-исторических предубеждений в отношении иудаизма, что было едва ли не общим местом для протестантской библеистики очень долгое время с момента зарождения этой дисциплины в недрах теологических факультетов Европы в период Реформации и после неё.

В работе научного форума приняли участие известные библеисты и специалисты в области изучения иудаизма и раннего Христианства из университетов и научных центров Великобритании, Ирландии, Нидерландов, Германии, Швейцарии, Израиля, США. Работа конференции проходила в 5 сессий, на каждой их которых было представлено по несколько докладов, перемежавшимися тематическими дискуссиями и обзорными лекциями.

На пленарном заседании выступил признанный специалист по раннему иудаизму и раннехристианской литературе проф. Йорг Фрай (Университет Цюриха) с обзорной лекцией по истории вопроса, вынесенного в название конференции, – «Антииудаизм и филоиудаизм в новозаветных исследованиях в контексте истории протестантизма: перспективы и проблемы изучения».

Также на пленарной сессии представил свой доклад один из ведущих современных немецких исследователей Нового Завета проф. Тюбингенского университета Герман Лихтенберг. Его выступление было посвящено довольно одиозной, но по своему примечательной личности в истории немецкой иудаики и кумранистики XX века Карлу Георгу Куну (1906–1976). Будучи учеником выдающегося библеиста Герхарда Киттеля он вместе с теологическими интуициями воспринял него и стремление к научному обоснованию антисемитизма (как в Античности и Средневековье, так в период Нового времени, вплоть до середины XX века). Благодаря этим интересам Кун сделал головокружительную карьеру при нацистах, что парадоксальным образом после поражения Германии в войне не помешало ему стать уважаемым учёным на родине и получить звание академика.

Ряд докладов касался биографии и творческого наследия наиболее видных протестантских, теологов, эгзегетов Библии и исследователей иудаизма XVI– XX в. в.:

– Подражание Псалмам в гимнах Исаака Уоттса и вызов иудаизма для теологии Английской Реформации (Натан Макдональд, Кембриджский университет);

– Дух еврейской поэзии: комментарии Бернхарда Дума на Псалтырь (Пауль Курц PaulKurtz, UniversityofCambridge);

– Размышления над статьёй Джона Левенсона «Почему евреям не интересна библейская теология» (Джон Бартон, Оксфордский университет), и др.

Особый интерес вызвали доклады проф. востоковедения Миннесотского университета Бернарда Левинсона на тему «Два важных… библейских вопроса…» (Иоганн Вольфанг фон Гёте): реконструкция Гёте «изначальной» версии Декалога, и миф о еврейском партикуляризме и немецком универсализме», и сообщение проф. гебраистики Амстердамкого университета Ирене Цвип «”Однако евреи до сих пор живы”…Еврейская Библия между HebraicaVeritasи академическими исследованиями».

Несколько докладов было посвящено общим историографическим и историософским вопросам, связанным с проблемой антисемитизма в разные эпохи европейской и неевропейской истории.

В частности, это доклады: «Антисемитизм и исследования по истории антисемитизма в Древнем мире» (Рене Блох, Бернский университет); «Появление и исчезновение моды на концепт “Spätjudentum” (нем. – «поздний иудаизм») в библеистике (Конрад Шмид, Университет Цюриха); «Библейская археология и послевоенная битва против антисемитизма» (Стивен Вайцман, Пенсильванский университет); «Неотрефлексированный антисемитизм: время и эсхатология у протестантских исследователей Исторического Иисуса и Павла (Лорен Штукенбрук (Мюнхенский университет); «Антииудаизм и филоиудаизм в паулинистических исследованиях прежде и теперь» (Мэтью Новенсен, Эдинбургский университет); «“И мир на Израиль Божий”: нереформационное прочтение посланий апостола Павла» (Паула Фредриксен, Еврейский университет в Иерусалиме), и т. д.

В рамках работы форума его участники посетили Уэстонскую библиотеку (является частью знаменитой Бодлеанской библиотеки Оксфордского университета, одной из старейших в Европе). В библиотеке куратором Отдела еврейских и семитских манускриптов Цесарем Мерхан-Хаманом для гостей была проведена экскурсия «Цензура еврейских гравюр в Бодлеанской библиотеке».

Центр библейских и гуманитарных исследователей (Centre for the Study of the Bible in the Humanities) в Ориел Колледже – это научно-образовательная площадка для осуществления междисциплинарных проектов, в рамках которых изучение трёх монотеистических традиций – Иудаизма, Христианства и Ислама – проходит в контексте гуманитарных наук.

В частности, исследования в области библеистики не ограничиваются теолого-каноническими рамками. Специалисты центра анализируют иудейские и христианские священные тексты, а также мусульманские предания и авторов как с ортодоксальных, так и гетеродоксальных позиций. При этом особое внимание уделяется античным и средневековым свидетельствам законодательных, литургических и теологических текстов разных традиций внутри этих религий.

Кроме того, исследования Центра посвящены анализу того, как и насколько сильно Библия и около-библейские предания (отразившиеся, в частности, в свитках Мёртвого моря, в текстах Оксиринха, Наг-Хаммади и др.) повлияли на формирование религиозных, интеллектуальных, литературных, политических, языковых, философских, поэтических, мистических, музыкальных и художественных традиций и практик в течение многих веков истории Европы и африканских и азиатских стран Средиземноморского региона.