В Музее Пола Гетти проходит выставка «Дороги, ведущие в рай: средневековая Индия и Европа»

В Музее Пола Гетти проходит выставка «Дороги, ведущие в рай: средневековая Индия и Европа»

В Музее Пола Гетти проходит выставка «Дороги, ведущие в рай: средневековая Индия и Европа»
22.05.2018. APCNEWS.RU.  На экспозиции представлено огромное количество иллюстрированных рукописей X-XVI в. в.

ЛОС-АНДЖЕЛЕС . В калифорнийском Художественном Музее Пола Гетти проходит выставка средневековых иллюстрированных манускриптов, произведений религиозного искусства, а также монет и драгоценных украшений, сообщается на сайте музея, сообщает Служба новостей APCNEWS.RU со ссылкой на Седмицу.

На экспозиции представлено огромное количество целиком или фрагментарно сохранившихся иллюстрированных рукописей из Англии, Франции, Германии, Византии, Персии, Индии и других стран. Это священные тексты, богослужебные книги, жития, исторические хроники – тексты, созданные в период с X по XVI века.

Огромное количество иллюстраций, гравюр и рисунков, которыми наполнены средневековые рукописные книги, очень живо описывают мир чужих для их создателей народов и дальних стран. Иногда эти представления, облечённые в краски, очень близки к реальности, иногда представляют собой плод авторского воображения. Это касается как сцен повседневной жизни, так, в особенности, религиозных представлений жителей разных стран.

Нынешняя экспозиция посвящена одной из тем, общей для религиозного сознания разных народов, – теме рая, как она представлена в разных средневековых культурах Запада и Востока по преимуществу. «Многие религиозные мыслители и богословы Европы и Азии, – говорится в пресс-релизе выставки, – понимали рай во многом очень похоже – как место совершенной гармонии. Однако предположения о местонахождении рая или о путях его достижения у них, принадлежавших к разным религиозным традициям, сильно расходились».

Так, на выставке иконы (византийские и западноевропейские) воскресшего и вознесшегося Христа и взятой на Небо после Успения Девы Марии в окружении ангелов и апостолов соседствуют с изображениями основателя джайнизма Махавиры в состоянии «тиртханкара», то есть когда он достиг уже просветления и способен выйти из потока перерождений. При этом интересно, что это состояние Махавиры представляется одновременно и как земное и как сверхземное (на многих культовых образах, представленных на экспозиции, основатель джайнизма нарисован в окружении научающихся у него мудрости духов-девов).

Специалисты проводят, также, параллели между христианской, мусульманской и индуисткой трактовкой символа «райского древа» как изначально данного людям и вместе скрытого от них божественного источника вечной жизни и блаженства. На выставке это наглядно показано на примере таких экспонатов, как:

– изображение «Кришна выкорчёвывает дерево блаженства Париджата» в рукописи на санскрите «Бхагавата Пурана» (XVI в.);

– образ «Эдемский сад» из латинского манускрипта «Жизнь Христа» (XV в.);

– «Искандер находит пророков Кизара и Илиаса у родника бессмертия», иллюстрация на одной из страниц манускрипта «Искандарнама» («Книга об Александре»), написанная на персидском (Шираз, 1485-95 гг.).

Ряд крупных музеев и частных коллекций предоставили для выставки «Дороги, ведущие в рай» более сотни различных экспонатов: украшенные драгоценными камнями книги и ритуальные объекты, золотые и серебряные монеты, коронационные и праздничные украшения, скульптуры и гравюры. По замыслу организаторов, все эти артефакты и произведения искусств призваны продемонстрировать то, каким образом их создатели, заказчики, продавцы и последующие владельцы понимали идею «рая», представляли себе лучший мир и способы достижения его, будь то через религиозные практики или ритуалы, будь то через магические действия или суеверия.

История империй, существовавших в античности и в Средние века на территориях Индийского субконтинента, Гиндукуша и Тибетского нагорья переплетена с историей царств, находившихся западнее – от эллинистических государств и Римской империи до Персидского царства или Армении и Парфии. К примеру, сланцевый бюст из Царства Гандхара (сегодня это территория северного Пакистана и восточного Афганистана) III века нашей эры «Голова Бодхисаттвы» соединяет в себе художественные элементы индуисткой скульптуры и персидско-эллинистической.

Существовал, также, интенсивный торговый и дипломатический обмен разного рода культурными и религиозными ценностями между странами Западной Европы, Ближнего и Среднего Востока, о чём свидетельствую не только многочисленные монеты, найденные в тысячи километрах от места их чеканки, но и всевозможные драгоценности, украшения, богато оформленные манускрипты, которые купцы и официальные посланники везли из одного конца тогдашнего цивилизованного мира в другой.

Ещё со времён первых цивилизаций доклассической Греции и древнего Средиземноморья сохранились сведения о контактах с Индией, которые (сведения) перемешались с фантастическими рассказами о народах, там обитавших, об их «странных» религиозных представлениях и поражающих воображение чудесах тамошней природы.

Так, например, в сочинении «Зеркало истории» известного доминиканского богослова-энциклопедиста Винсента из Бове (1184/1194 – ок. 1264 гг.) есть краткие сведения, заимствованные из других европейских авторов (античные авторы, отцы Церкви, схоласты) об истории некоторых Индийских царств его времени. Некоторые листы перевода этого сочинения на французский, сделанного в XV веке, экспонируются на выставке. Эта версия снабжена гравюрами и рисунками, на которых можно увидеть довольно специфические образы Индии со слонами и туземцами, имеющие слабое отношение к реальности и напоминающее скорее европейские реалии с диковинными элементами (например, слоны похожие на каких-то сказочных драконов, индийские войны в рыцарских доспехах, и т. д.).

Кстати, в том же сочинении Винсента содержится «Повесть об Иоасафе и Варлааме». Это средневековый роман-житие индийского происхождения, по своему сюжету восходящий к преданиям о Будде, представленным в романе под именем Иоасафа. (Распространён в нескольких восточных литературах.) На выставке экспонируются страницы швейцарской «Хроники Деболя-Шиллинга» (XV в.), в которой содержится латинская версия этого произведения с иллюстрациями, написанными с использованием чернил и темперы.