Храм в США украшен росписями с образами бедных и обездоленных

Храм в США украшен росписями с образами бедных и обездоленных

Храм в США украшен росписями с образами бедных и обездоленных

27.09.2019. APCNEWS.RU.    Художник в штате Северная Каролина (США) расписал храм образами бедных и отверженных – его вдохновляла строка Святого Писания «блаженны нищие духом, ибо их есть царствие небесное».

Бедняки часто признаются священнику Брайану Комбсу (Brian Combs), что самое трудное в нищенстве – когда ты сутками стоишь на дорожном перекрестке с картонкой и просишь деньги – не только слышать, как взвизгивают закрываемые стекла машин и щелкают замки автоматической блокировки дверей. Самое трудно видеть, как люди отводят глаза, – сообщает Служба новостей APCNEWS.RU со ссылкой на Седмицу.

Вот почему, когда отец Комбс, приходской священник церкви на Хейвуд-стрит в Эшвилле и его друг-художник Кристофер Холт (Christopher Holt) задумали украсить храм стенными росписями, они единодушно решили, что фрески будут изображать отверженных, бездомных, нищих и обездоленных. На сегодня стенная роспись размером 8 на 3 метра уже почти завершена. Теперь ее творцы надеются, что она порадует тех несчастных, которые стекаются в благотворительную столовую «Гостеприимная трапеза», давно заслужившую репутацию самого лучшего заведения такого рода в этом горном городе. Для Комбса и сотен бедняков, которые каждую неделю заходят на обед, эта фреска станет окном в мир смиренной красоты, любви, понимания и взаимопомощи тех изгоев, от которых люди привычно отводят глаза.

«Главная миссия церкви, мне кажется, заключается в том, чтобы приобщить человека к великим святыням и духовным ценностям, – размышляет отец Комбс. – С точки зрения Господа, среди нас нет изгоев и избранных. Каждый для Него бесценен. В каждом сокрыто воистину королевское величие. Это одна из главных задач нашего духовного служения в городской среде – возвысить падшего человека – и мы воспринимаем ее очень серьезно».

Композиция фрески в значительной мере воплощает заповеди Иисуса в Нагорной проповеди, и прежде всего «блаженны нищие духом, ибо их есть царствие небесное». Однако это произведение в корне отличается от традиционных храмовых росписей с каноническими образами Бога-Отца, Иисуса, Пресвятой Девы и святых праведников – с такими шедеврами как «Сотворение Адама» кисти Микеланджело на сводах Сикстинской капеллы, «Благовещение» кисти Фра Беато Анджелико во Флоренции или «Поклонение волхвов» кисти Джотто в Падуе. Эта роспись ставит в центр композиции образы бедных и обездоленных, выполненные в строгом стиле классического реализма.

Среди них есть образ Роберта Стаффорда, церковного садовника, 58-летнего бывшего наркомана, который как-то зашел сюда утолить голод, да так и остался служить при церкви. В росписи он изображен с тремя цветками подсолнуха в руке. Есть образ Дэвида Холланда – десять лет назад он вдруг уволился с работы в Баффало Уайлд Уингз, выбросил все свое земное имущество в мусорный бак и ушел жить в лес. В 2011 году голод привел его в благотворительную храмовую столовую – и теперь он служит в ней распорядителем и шеф-поваром. Он так и изображен на фреске в поварском фартуке.

Эти и другие образы выписаны Холтом, 41-летним главным художником и признанным мастером стенных росписей, с высоким искусством и реализмом в каждой детали. Окончив художественную школу в Бена-Лонге, он заслужил репутацию выдающегося мастера, успешно выполнив многие заказы на росписи в храмах и муниципальных центрах по всему штату. Холт подчеркивает, что для него проект росписи в храме на Хейвуд-стрит стал необычным и новым опытом – беспримерным по своей духовной задаче и решению. «Больше всего меня обогатило знакомство с людьми из местной общины и дружба, завязавшаяся с ними» – признается художник.

В среднем на воскресные завтраки и обеды по средам в столовую являются примерно по тысяче человек в неделю, причем многие из них, обветренные и усталые, прибывают издалека, таща огромные рюкзаки со своими пожитками. Их ждут здесь красиво убранные столы со свежими цветами, белоснежные скатерти и крахмальные салфетки. Когда они рассаживаются, их обходят добровольцы в белых фартуках и принимают заказы. Блюда сервируются на прекрасной керамической посуде, изготовленной модной гончарной мастерской East Fork, действующей по соседству. За 10 лет своей работы, благотворительная столовая «Гостеприимная трапеза» приглашала многих шеф-поваров лучших ресторанов Северной Каролины – и теперь все они буквально сражаются за свою очередь в графике, охотно и радостно готовя блюда и дорожа духовной заслугой этой благородной работы. Такая постановка дела продиктована главным принципом отца Комбса: бедным следует служить не просто со щедростью, но и с некоторой экстравагантностью.

«Я видел много обычных суповых кухонь – они готовят невкусно и некрасиво, и потому еда часто остается едва тронутой, – говорит Комбс. – Такой подход давно устарел, изжил себя. Человеку предлагают неопрятную, слипшуюся еду на пенопластовой миске и щербатом подносе, говоря, что это все, что ему могут предложить». В служении бедным, по мнению священника, церкви подобает проявлять максимальную самоотверженность вплоть до расточительности и роскоши. Этому же принципу отец Комбс следовал при заказе на стенную живопись – она обошлась храму почти в 300 тысяч долларов.

Работа над фреской началась в октябре прошлого года – тогда четыре мастера покрыли стены гипсовой основой и оставили ее «созревать» в течение целых восьми месяцев. За это время главный художник Холт и его подмастерья свели близкое знакомство с посетителями и добровольцами столовой, набросали эскизы и композиции и собрали целую «картотеку» образов для будущей росписи. Более того – храм завязал сотрудничество с компьютерной фирмой для оцифровки изображений готовых росписей. Росписи будут доступны в онлайне, причем любопытствующему достаточно вызвать кликом тот или иной образ росписи, чтобы услышать повествование о судьбе этого человека. Тем самым, по замыслу отца Комбса (который он вынашивал с момента основания храма 10 лет тому назад), церковь возвращается к истинному Царству Иисуса, где суетная земная иерархия перевернута – и первые становятся последними, а последние – первыми.

Отец Комбс окончил в свое время духовную семинарию в Эмори Кэндлер. В то время, по его словам, он ознакомился с философским трудом христианского правозащитника Говарда Турмана (Howard Thurman) «Иисус и лишенные наследства», который во многом изменил его жизнь. Его храм в кирпичном итальянском церковном здании 1891 года относится к Миссионерской службе Объединенной методистской церкови. Эта служба существует на пожертвования других церквей и частых доноров, а ее главная задача – служить изгоям, отверженным. Постоянного прихода у храма нет, а потому бывают дни, когда на воскресные службы собирается не более 50 человек. Но отец Комбс считает, что людей объединяет в поклонении Господу и духовном восхождении не столько проповедь, сколько совместная трапеза. «Мы считаем, что истинная церковь – это еще и место совместного преломления хлеба, – говорит Комбс. – Только совместная трапеза делает группу единоверцев истинной церковью».

Помимо столовой «Гостеприимная трапеза», при храме хранятся еще запасы бесплатной одежды для бездомных, и действует служба обмена использованных игл и выдачи налоксона – препарата, спасающего жизнь при передозировке наркотика. Есть также крохотная гостиница на восемь коек, где бездомные и выздоравливающие могут восстановить силы, прежде чем вернуться к скитаниям по городским улицам и лесам. Настенная роспись – очередная попытка церкви привлечь неравнодушных сограждан Эшвилла к помощи бедным и обездоленным.

Церковь начала сервировать еще и платные обеды по вторникам и четвергам для благополучных людей – чтобы дать возможность местным рабочим и служащим в обеденный перерыв заглянуть в храм и посмотреть новые стенные росписи. Образовалась целая рекламная группа, занятая популяризацией фресок в штате и стране. «Мне уже вовсю названивают управляющие местных гостиниц, – признается Пэм Сикман (Pam Siekman), глава рекламной группы. – Они забрасывают меня вопросами – слушай, Пэм, когда роспись будет закончена? Мы, говорят, уже вовсю готовим программы ее просмотра для наших гостей».

А вот бездомным бродягам, часто наведывающимся в храм на Хейвуд-стрит, нет нужды вникать в смысл фресок – он для них очевиден. ««Я и сам делаю то же, что эта роспись – восстанавливаю человеческое достоинство отверженных, поднимаю их из грязи, – говорит Дэвид Холланд, распорядитель и шеф-повар трапезной, сам долгое время бывший бездомным изгоем. – Именно так я это понимаю, и именно эта служба дает смысл и радость моей жизни».