В Америке вышел в свет графический роман о супергерое-мусульманине

В Америке вышел в свет графический роман о супергерое-мусульманине

В Америке вышел в свет графический роман о супергерое-мусульманине

20.12.2018. APCNEWS.RU.     Американский художник-график Дэвид Льюис (A. David Lewis) решил возродить одного из забытых супергероев прошлого, мусульманина Кисмета, образ которого был создан еще в 1940-е годы.


Кисмет. Первое воплощение

Впервые комикс «Кисмет, человек судьбы» (Kismet, Man of Fate) запустило американское издательство Elliott Publications в 1944 году. Он вышел в рамках серии «Золотой век комиксов». В сериале рассказывается история Кисмета, вымышленного персонажа-мусульманина, алжирского супергероя, которого союзники считали пропавшим без вести в конце Второй мировой войны,— сообщает Служба новостей APCNEWS.RU со ссылкой на сайт Рублев.com.

Он сражался с нацистами на юге Франции, помогал мирным жителям и сорвал планы Гитлера. Кисмет стал первым героем комиксов — мусульманином.

«Покоренные народы Европы ведут неустанную борьбу с силами тирании, — говорилось в предисловии к одному из выпусков 1944 года. — И, сражаясь на их стороне, поставив на службу правому делу силу своего великого ума и силу своих могучих кулаков, является Кисмет, человек судьбы».

Однако Кисмет не вызвал особого интереса у аудитории и через несколько выпусков исчез из серии. 


Новая жизнь супергероя-мусульманина

Спустя 70 с лишним лет образ супергероя-мусульманина вновь привлек к себе внимание. Художник Дэвид Льюис создал графический роман с прежним заголовком — «Кисмет, человек судьбы», действие которого разворачивается в 2013 году в Бостоне, вскоре после террористического акта, совершенного исламистами на Бостонском марафоне.

В комментарии для издания Д. Льюис рассказал, почему он решил взяться за историю Кисмета.

«Он был практически забыт, его образ объявили общественным достоянием (то есть предыдущие правообладатели отказались от авторских прав на образ Кисмета; — Rublev.com). Это огорчило меня, потому что в его характере было странное благородство, которое кажется анахронизмом», — отметил художник.

По мнению Д. Льюиса, большинство персонажей-мусульман в «Золотом веке комиксов» были плоскими, небрежно прописанными одномерными фигурами, воплощая привычные для западной культуры стереотипы в отношении последователей ислама.

Однако, как заметил художник, на их фоне Кисмет выделялся тем, что в его характере присутствовало особое чувство собственного достоинства. «И я увидел в этом потенциал», — сказал Д. Льюис.

Он в конечном счете спасает положение не потому, что он самый сильный или лучший герой. Он побеждает, потому что у него есть вера.

Дэвид Льюис, автор комикса


Ислам и супергерои. Комиксы и теология

Характерно, что многих других мусульманских супергероев постигла та же участь, что и Кисмета. В 2000 году DC Comics, одно из крупнейших и наиболее популярных издательств комиксов, представило публике турецкого персонажа по имени Янычар. Однако в 2007 году он в последний раз появился на страницах комиксов. 

Еще ранее, в 1995 году конкурент DC, компания Marvel также пыталась ввести в круг своих супергероев мусульманина. Фанатам представили сирийского супергероя Батала, но в очень скором времени от него решили отказаться, и Батал быстро погиб.

Marvel пробовала другим путем: в 2011 году было объявлено, что один из персонажей Marvel, Моне Сен-Круа, дебютировавший еще в 1994 году, оказался мусульманином. Но и эта попытка не увенчалась сколько-нибудь заметным успехом.

Льюис перечислил список наиболее распространенных клише о мусульманских персонажах, которых он надеялся избежать, создавая нового Кисмета. Среди них — «благородный дикарь», который не испорчен современной цивилизацией; мистический мусульманский супергерой; послушная мусульманская женщина (рассматривался и такой вариант) и пр. Вообще, по признанию автора, он хотел сделать своего героя непохожим на других мусульманских персонажей, появлявшихся в книгах комиксов и сливавшихся в сознании читателей в одну безликую массу, объединенную национальной и религиозной принадлежностью.

Кроме того, создание мусульманского супергероя стало для Льюиса некой возможностью рассмотреть связь между сверхчеловеческими способностями и космологией. Например, те силы, которые позволяют супергерою летать или управлять огнем, — исходят ли они от Бога, задается вопросом автор.

Для Дэвида Льюиса эти вопросы являются предметом давнего интереса. Обладая докторской степенью по религии и литературе, он на протяжении многих лет пытался установить связь между комиксами и теологией. Плодом его исследований стала книга «Американские комиксы, теория литературы и религия: загробная жизнь супергероев» (“American Comics, Literary Theory, and Religion: The Superhero Afterlife”), вышедшая в свет в 2014 году.

У первоначального Кисмета не было особых сверхспособностей; он сражался, используя только свои руки, и «свободу, данную Аллахом и пророком». Это качество характера Кисмета решил сохранить и Льюис.

«Он в конечном счете спасает положение не потому, что он самый сильный или лучший герой. Он побеждает, потому что у него есть вера», — считает автор.

Сам Дэвид Льюис вырос в еврейской семье. Двенадцать лет назад он принял ислам. Поэтому первоначально он рассматривал историю Кисмета как способ решения проблемы исламофобии в Соединенных Штатах. Но к тому времени, когда он начал работать над своим графическим романом, актуальность приобрела и другая нить истории Кисмета, а именно, борьба с нацистскими и националистическими идеями.

В последнее время в США начало шириться движение за господство белых американцев, распространяются идеи неонацизма, и Д. Льюис проводит параллель между этим явлением и фашизмом, с которым боролся Кисмет в прошлом.

Новая комикс-вселенная, центром которой стал Бостон, включает в себя различные исторические сюжеты, артефакты и сообщества, связанные с исламом. Например, в комиксе фигурирует так называемый Коран Джефферсона — книга, которую будущий президент США заказал для своей библиотеки за 11 лет до написания «Декларации независимости»; здесь присутствуют Совет по американо-исламским отношениям, рабы-мусульмане, привезенные в Америку. 

Кроме того, в повествование включен исторический сюжет с заключением в 1805 году мирного договора между Соединенными Штатами и странами Османской Триполитании, который положил конец Первой Берберийской войне, которую иногда называют первой войной Соединенных Штатов Америки.