В США проходит выставка произведений искусства эпохи Возрождения

В США проходит выставка произведений искусства эпохи Возрождения

В США проходит выставка произведений искусства эпохи Возрождения

26.09.2018. APCNEWS.RU.    В Метрополитен-Музее продолжает работу выставка произведений искусства и декоративных художественных изделий религиозного и бытового назначения, сообщается на сайте музея. Экспозиция называется «Относительные ценности: цена произведений искусства мастеров Северного Возрождения».

Цель выставки – «показать выдающиеся произведения искусства и различные декоративные предметы роскоши, созданные как гениями Северного европейского Возрождения XVIв., так и малоизвестными теперь уже мастерами, в том контексте, в котором они впервые были представлены заказчикам, то есть попытаться воспринять их как объекты современного искусства, сообщает  Служба новостей APCNEWS.RU со ссылкой на Седмицу.

«Тогда, как и сейчас, значительное место занимало дизайнерское оформление, драматизм в изображении тех или иных исторических и мифологических сцен, апелляция к чувствам заказчика и зрителя, – говорится в пресс-релизе выставки. – Однако так же, как и в наши дни, произведения искусства несомненно рассматривались с точки зрения их ценности, а вместе и стоимости». «Впрочем, последнее несколько отличалось по своим параметрам от того, как оцениваются те или иные предметы искусства на современном арт-рынке», – отмечается в пресс-релизе.

Выставка вобрала в себя шестьдесят два экспоната: это гравюры, гобелены, мозаика и скульптура прославленных голландских и фламандских живописцев и ваятелей, а также всевозможные декоративные, изящно украшенные и инкрустированные, предметы богослужебного и бытового назначения (иконные композиции, элементы витражей, чаши, дарохранительницы, инкрустированные распятия, сасуды, кувшины и т.д.), созданные североевропейскими мастерами периода Позднего Возрождения.

Тематика экспозиции вращается вокруг вопроса экономической ценности ряда произведений искусств и художественных артефактов эпохи Возрождения, критериям определения цены того или иного художественного изделия.

Все экспонаты, размещенные в выставочном павильоне, разделены на шесть тематических отделений. Впервые в истории Метрополитен-Музея на табличке каждого экспоната выставки вместе с именем создателя и названием, информацией о времени, месте и обстоятельствах создания и приобретения предмета изящного и прикладного искусства музеем помещается указание его стоимости в XVIв. При этом единицей измерения стоимости выступает то или иное количество коров!

За этим, на первый взгляд забавным моментов, стоит серьезный посыл. Именно так представленные на выставке экспонаты воспринимались их первоначальной аудиторией, когда они были только-только созданы.

Например, любой ценитель искусства середины XVI-го века признал бы, что приобретение картины, в роде «Отдыха на пути во время бегства в Египет» (неизвестный художник, работавший в стиле Квентина Массейса, основателя Антверпенской художественной школы, ок. 1540 г.), было бы по карману представителям обеспеченного городского класса и равнялось бы стоимости 5 коров. А вот, например, гобелен «Святая Вероника», сделанный приблизительно в то же время и в той же местности (вероятно, Брюссель, ок. 1525 г.), был бы астрономически дорогим – цена его была бы эквивалентна цене 52 коров. Подобного рода произведения большинство людей того времени могли бы увидеть, лишь попав по счастливой случайности на приём во дворец или оказавшись на богослужении в алтаре столичного кафедрального собора.

Скульптурная композиция из алебастра «Милосердие» (мастер из круга бельгийского скульптора Жака дю Брёка, сер. XVIв.) имела бы стоимость где-то между ценами двух предыдущих творений – где-то около 42 коров. Значительно дешевле, чем всё только что перечисленное, была бы декоративная керамическая плитка для отделки печи с рельефным изображением женщины, держащей в руках щит с образом апостола Иоанна Богослова и библейского героя Самсона. Цена одной плитки (размер – 50 x40 см) эквивалентна стоимости половины коровы.

В значительной степени цена зависела от типа материала, и этот факт получил отражение при оформлении выставки: ниши с экспонатами стилизованы под ноты на нотном стане – самые дорогие из них помещены на самых в верхней части этого «стана», а дешёвые – в нижней части. Цветовая гамма в другом отделе выставки дублирует отдел материалов, повторяя эту «нотную» иерархию, демонстрируя цены красителей в XVI-м веке. Декоративные предметы роскоши или религиозного культа с чёрным покрытием выступают в качестве самых дорогих образцов, т. к. именно чёрная краска давала мастерам возможность получать очень глубокие по выразительности оттенки. Далее за чёрным по цене шёл пурпурный, затем красный, жёлтый и т.д. Но рыночная стоимость сырья непостоянна, и как только делается попытка зафиксировать более точно цены XVI-го века, происходит интересная вещь – требуется привлечь коров в качестве надежного эквивалента.

В 1550 году стоимость одной дойной коровы была относительно стабильной и составляла около 175 граммов серебра. В то время это равнялось в среднем 35-дневной оплате труда квалифицированного мастера или 59-дневной оплате труда неквалифицированного рабочего в Лондоне или Антверпене; или 27 бушелям (38,691 кг.) пшеницы в Париже или Вене, или 5 350 буханкам ржаного хлеба в Брюсселе.

Оценка стоимости по коровам позволяют количественно определить, насколько драматичной была бы иерархия ценностей для различных предметов искусства в Северной Европе XVIвека. С помощью этой системы – наряду с данными, почерпнутыми из Антверпенской статистики рынка, отчетов Филиппа II 1560-х о сделанных для него в Брюсселе гобеленах, контракты на алебастровые скульптурные композиции, покупку плитки, – становится понятна составляющая стоимости картин, гоблененов, статуй и т.д.

Но нередки были случаи, когда цену устанавливали на эти объекты в противоречии с их внутренней стоимостью. Например, ок. 1600 года в Нидерландах вера в то, что небольшое рельефное изображение, вырезанное на дереве, это работа Альбрехта Дюрера, недавно к тому времени умерший был уже знаменит послужил тому, что среди коллекционеров рыночная цена этой творения оказалась искусственно завышенной, превзошедши по стоимости рыночную цену бронзового медальона с изображением Филиппа. герцога Палатинского работы известного немецкого скульптора и изготовителя медальонов Ханса Даухера, который сделал этот медальон в 1522 году в подражание Дюреру.

По мнению куратора выставки Элизабет Клеланд, «исследования содержательных качеств произведений искусства и прикладного творчества в их соотношении с экономическими характеристиками носят особый смысл, так как благодаря этому мы можем понять естественного роль в творческом процессе цены материалов, технологических и научных факторов, выявить увлечение художников и мастеров разными техническими новшествами. С другой стороны, увидеть, как влияла на стоимость тех или иных творений рост почитания в знаменитых художников или факты приписывания их авторству тех или иных художественных произведений в эпоху Возрождения».