В США проходит выставка религиозного искусства Непала

В США проходит выставка религиозного искусства Непала

В США проходит выставка религиозного искусства Непала

27.08.2018. APCNEWS.RU.    В Музее Метрополитен проходит выставка «Короны учителей Ваджра: ритуальное искусство Непала», сообщается на сайте музея.

Выставка организована с связи с недавним ценным приобретением, сделанным музеем, сообщает Служба новостей APCNEWS.RU со ссылкой на Седмицу.

В его собрания после покупки на аукционе поступили священнические короны (ваджрахарья), датируемые XIII – нач. XIV веками. На экспозиции эти последние объединены с коронами и отдельными сохранившимися передними пластинами от коронXV-XVIIIвеков. Короны сделаны из меди и дерева, и некоторые наиболее религиозно значимые элементы на них выкованы из серебра или золота, а также украшены полудрагоценными камнями.

Понятие «ваджра», которое используется в тантрических традициях буддизма, перешло из индуизма. Ваджра – это символ реальности, указывающий на бесконечные творческие потенции бытия. Вместе с тем может применяться для обозначения духовного учителя-ваджрачарья или священнослужителя, также это понятие присутствует в имени Ваджрасаттва, одного из пяти Будд высшей мудрости (в традициях Махаяны и Ваджраяны), и т. д. Ритуальный инструмент, символизирующий ваджру, напоминает одновременно и булаву и лотос.

Короны священнослужителей и духовных наставников – едва ли не самый выразительный и характерный символ буддийского ритуала в Непале.

Самая древняя корона датируется XIII веком и являет собой во многих отношениях яркий образец данного типа ритуальных головных уборов, по которому могли создаваться другие, более поздние типы корон, представленные на выставке. Корона имеет ярко выраженную возвышающуюся вершину, которая перекликается с картиной на фресках Аджанты, буддистского храмово-монастырского пещерного комплекса в Индии в штате Махараштра (фото-репродукции некоторых из них имеются на выставке). Ажурные медальоны в нижней части короны особенно изысканны, что наиболее отчетливо демонстрирует мастерство художников неварцев (неварцы – народ, считающийся автохтонным населением долины Катманду в Непале) в работе с листовой медью. Цветки и стебли лотоса на ажурных панелях также исключительны по технике исполнения, что, по мнению исследователей, указывает на довольно древнее происхождение этих типов корон. Предполагается, что стилистически они непосредственно восходят к самым ранним из известных образцов корон, датируемых по надписям 1145 годом.

Другая из новоприобретённых корон чуть менее древняя – она датируется ранним периодом непальской династии Малла (XIII– XVII в. в.) и относится примерно к кон. XIII– нач. XIV века. Этот образец, выполненный в технике, теперь уже утерянной мастерами Гималайского региона, является исключительным по своей сложности: в нем доминирует ряд миниатюрных изображений, на которых запечатлены различные эманации бодхисаттвы запредельной мудрости Манджушри, проявляющего себя то в милости, то в гневе; восемь меньших изображений богинь-благодетельниц. Пятиконечный лотосообразный ваджра (символизирует силу и твёрдость духа, а также вечность и нерушимость) венчает корону. Эта уникальная иконография свидетельствует о том, что корона предназначалась для совершения обрядов взывания к Манджушри.

На выставке, как уже говорилось, экспонируются многочисленные короны вадрачарьи и отдельные элементы этих корон, датируемые X– XVIII в. в. Древнейший из экспонатов – это деревянная передняя пластина ритуальной короны, относящаяся к X-XI в. в., с изображением Ратнасамбхавы, трансцендентного Будды Юга, одного из пяти аспектов Будды высшей мудрости в буддизме традиции Ваджраяна. На композиции Ратнасамбхава изображен сидящим в храме с колоннами и поддерживаемым фигурой льва. На ним парит мифический демон-покровитель киртимукута. Панель украшена по краям жемчужинами. Место создания – Кашмир или Западный Тибет.

Также, вместе с коронами на выставке представлены многочисленные образцы религиозного искусства Непала, использовавшиеся как в общественном ритуале, так и для индивидуальных духовных практик: мандалы, части древних рукописных священных текстов буддизма, ритуальные статуэтки, элементы священнического облачения, бронзовые ковши для подношения огня, сосуды для возлияний, и другие принадлежности буддийского богослужения.

Организаторы и кураторы экспозиции в пресс-релизе выделили следующие наиболее примечательные экспонаты:

– Медная ритуальная статуэтка Бодхисаттвы Майтреи, Будды, приход которого совершится, согласно буддийским верованиям, в конце нынешнего космического цикла (кальпы) с небес Тушита, где этот Будда пребывает ныне (датируется XIв., Непал).

– Сложная по композиции и выразительная по своему художественному исполнению Мандала солнечного бога Сурьи, окруженного восьмерицей планетных божеств (время создания – около 1379 года, материал: ткань, краски). Сурья – это первоначально индуистское божество, которого почитали как носителя света, целителя, а также как всевидящее око богов и небесного стража. Однако в качестве символа победы добра над злом был воспринят в раннем индийском буддизме.

– Ритуальная статуэтка Манджушри, бодхисаттвы трансцендентной мудрости (IX в., Кашмир, бронза и серебро). Манджушри в образе юного царевича восседает на троне из лотоса. Шестирукий бодхисаттва держит книгу мудрости (пустака), синий лотос (символ мудрости), гирлянду из цветов и меч (символ борьбы с неведением). Согласно тантрической традиции Ваджраяны, Манджушри вместе с Авалокитешварой и Ваджрапани – один из трёх главных бодхисаттв. Он – центральная фигура одного из древнейших произведений Ваджраяны – «Манджушримулакальпы». Манджушри олицетворяет мудрость, разум и волю.

– Ритуальный железный ковшик для подношения огня, датируемый XV веком (Восточный Тибет). Этот ковш использовался во время церемонии освящения огня и жертвоприношения («хома») в честь бога огня Агни, культ которого был сохранён в буддийском богослужении Ваджраяны, и др.

Экспонаты, интерактивные панели, электронные гиды и многочисленные стенды с фотографиями, видео-зарисовки, сделанные исследователями в храмовых комплексах Непала и Центральной Индии, позволяют посетителям познакомиться с художественными традициями Непала какими они формировались в течение столетий, какие испытывали влияния, и увидеть как они сохраняются сегодня.