Иудеи и мусульмане Бельгии борются за право на кошерный и халяльный забой животных

Иудеи и мусульмане Бельгии борются за право на кошерный и халяльный забой животных

Иудеи и мусульмане Бельгии борются за право на кошерный и халяльный забой животных

09.03.2019. APCNEWS.RU.     Верховный суд Бельгии ввел запрет на религиозные обряды забоя животных, руководствуясь положениями о защите животных от жесткого обращения, и теперь возмущенные иудеи и мусульмане страны борются за право на традиционный кошерный и халяльный забой.

Решение суда возмутило религиозные общины, поскольку они усматривают в нем явную дискриминацию религиозных меньшинств и нарушение свободы вероисповедания под видом защиты животных от жестокого обращения. Более 50 религиозных групп подписали иск, поданный в конституционный суд страны в надежде, что удастся отменить это постановление верховного суда, и ожидают решение по иску в ближайшие два месяца, — сообщает Служба новостей APCNEWS.RU со ссылкой на Седмицу.

«Это решение суда фактически является посягательством на нашу свободу вероисповедания, поскольку ритуальный забой является исконной традицией нашей веры, – говорит Альберт Гуигуи (Albert Guigui), главный раввин Брюсселя. – Мы считаем решение суда несправедливым и неоправданным, ибо нет ни малейших доказательств того, что ритуальный забой причиняет животному больше страданий, чем стандартный промышленный забой. Предварительное оглушение, применяемое в промышленности, не всегда действенно, и многие животные остаются в сознании во время забоя».

Согласно мусульманским халяльным и иудейским кошерным требованиям и ритуалам, забою подвергаются лишь совершенно здоровые животные, которым перерезают горло и спускают кровь. У иудеев этот обряд называется «шхита». Он требует, чтобы животное должно быть убито «с уважением и состраданием» специальным «шохетом» (ритуальным забойщиком), глубоко верующим иудеем, прошедшим специальную подготовку и обладающим лицензией. Забой выполняется рассечением трахеи,пищеводаобщей сонной артериияремной веныи блуждающего нерва одним быстрым движением особого острого клинка «халефа». Иудейские религиозные источники утверждают, что животное в этом состоянии нечувствительно к боли, ибо в мозгу жертвы мгновенно падает кровяное давление, ведущее к потере сознания. Однако действующее в Бельгии законодательство требует, чтобы животное было бессознательном (оглушенном) состоянии во время забоя, поскольку это более гуманный метод умерщвления, по словам правозащитников.

Закон, запрещающий забой животных без предварительного оглушения, был принят парламентом Бельгии в июле 2017 года, причем первым делом запрет был введен во Фландрии на севере страны, где проживает крупнейшая в Европе иудейская община вокруг города Антверпен. Закон постепенно внедряется с тех пор и в других областях страны – к примеру, франкоязычная Валлония на юге страны введет запрет в сентябре этого года. К концу года забой животных без предварительного оглушения будет запрещен по всей стране, кроме Брюссельского региона, где проживает крупная мусульманская община. Всего в Бельгии живет порядка 30 тысяч иудеев и 500 тысяч мусульман, а в целом население страны составляет 11 млн. человек.

Помимо тревог по поводу посягательства на свободу вероисповедания, обе религиозные общины опасаются, что запрет приведет к существенному удорожанию халяльного и кошерного мяса, поскольку его придется завозить из других стран. К счастью для общин, запрет не распространяется на импортное мясо, но поток импорта приведет к закрытию многих специализированных мясных лавок и скотобоен в общинах.

Организации защиты животных порицают процедуры ритуального забоя за жестокость. «Мы не выступаем против религиозных обрядов как таковых, но боремся лишь против причинения ненужных страданий животным, – говорит Михаель Ванденбош (Michel Vandenbosch), президент бельгийского отделения Глобального фонда защиты животных. – Корова с перерезанным горлом испытывает страшные муки несколько минут, прежде чем теряет сознание, и подобная жестокость недопустима».

Хотя нормы законодательства в Евросоюзе требуют, чтобы животное было в бессознательном состоянии во время забоя, некоторые европейские страны пока еще сохраняют исключения для халяльных и кошерных скотобоен. Им удается это делать благодаря постановлению европейского суда, принятого десять лет назад и разрешающего исключения на религиозных основаниях. Запреты на халяльную и кошерную процедуру забоя действуют, помимо Бельгии, в Норвегии, Швеции и Словении. В последние годы во многих странах крепнут движения за расширение запрета на забой без оглушения – последней из стран Евросоюза его ввела Дания в 2014 году, и местные иудеи с тех пор вынуждены ввозить кошерное мясо. Что касается датских мусульман, то они не очень страдают от запрета, поскольку шариат дозволяет предварительное оглушение животного перед забоем.

По мере отмены исключений для иудейских и мусульманских общин в ряде стран, многие в этих общинах склоняются к мнению, что они становятся мишенью для набора политических очков для крайне правых популистов и ксенофобов, все более открыто высказывающихся против иммигрантов вообще и мусульман в частности. К таковым принадлежит, к примеру, Бен Вейтс (Ben Weyts), известный фламандский националист и нынешний министр защиты прав животных во Фландрии, который и выступил с инициативой запрета на кошерный и халяльный забой.

В эту же тенденцию укладываются и попытки запретить обрезание младенцев в Германии и Дании, предпринимаемые за последние годы – явно нацеленные на ущемление религиозных обрядов и прав иудеев и мусульман. «Мусульманская община в стране все больше страдает от законов, попирающих свободу вероисповедания, – говорит официальный представитель мусульман в федеральном правительстве Бельгии и один из подписантов апелляции против запрета на забой. – Мы ожидаем отмены этих законов во Фландрии и Валлонии, поскольку они полностью противоречат нашей конституции и Европейской конвенции по правам человека».