В Германии прошла научная конференция по теологии и религиоведению

В Германии прошла научная конференция по теологии и религиоведению

В Германии прошла научная конференция по теологии и религиоведению

12.02.2019. APCNEWS.RU.     В Галле-Виттенбергском университете имени Мартина Лютерапрошла трёхдневная научная теологическая конференция на тему «Молитва и древний город: влияние городского культурного пространства», сообщается на интернет-сайте учебного заведения.

Организаторы конференции ставили своей целью обсудить результаты изучения феномена молитвы, как он представлен в письменных свидетельствах древности. Для этого были приглашены эксперты в области гебраистики, истории и вероучения раннего христианства, антиковедения, религиоведения, когнитивистики и различных направлений теологии, — сообщает Служба новостей APCNEWS.RU со ссылкой на Седмицу.

Конференция в Галле стала первым научным форумом, посвященным результатам междисциплинарного изучения того, как влияло городское пространство на молитвенные практики и связанную с ними религиозную мысль и веру в древности.

«В последние годы ученые, специализирующиеся по социологии города, пришли к выводу, что как разнообразие религиозных и идейных течений, а вместе и их концентрация в различных сегментах городской жизни приводят к активному взаимодействию и обмену между религиозными сообществами и расширению возможностей личного религиозного выбора, – говорится в пресс-релизе конференции. –Существует уже немало исследований, рассматривающих город как плавильный котел, воздействующий на религиозную практику и убеждения, которые в свою очередь влияют на способы молитвы».

В работе научного форума приняли участие известные теологи, лингвисты, религиоведы, философы и культурологи, занимающихся проблемами междисциплинарного анализа феномена и теории молитвы в разных религиозных традициях, из Германии, Дании, Румынии, Великобритании, Израиля, США.

На пленарном заседании с докладами выступили профессор религиоведения Орхусского университета Уффе Схьётт ( Дания), занимающийся проблемами когнитивного анализа религиозного опыта; известный специалист в области исследования раннего христианства д-р Брурия Биттон-Ашкелони (Еврейский университет Иерусалиме); профессор религиоведения Эрфуртского университета эксперт по социологии религии Йорг Рюпке, который руководит несколькими крупными межуниверситетскими научно-исследовательскими проектами, в том числе проектом «Город в истории религии».

Ряд докладов первого дня работы форума был посвящен следующим темам: интеграция религиозных сообществ в топографию древнего города; сосуществование различных религиозных общин при пестром идейном и культурном разнообразии города и влияние такого рода условий на них; в какой степени эти сообщества, и в особенности их образованные члены транслировали в общины новые идеи, разработанные для адаптации сообществ в городской среде?

Несколько сообщений касались анализа последствий разрушения Второго Храма в Иерусалиме, после которого религиозные группы в рамках иудаизма должны были компенсировать свои потери централизованного городского культового центра путём создания в текстах новых воображаемых священных мест и городов, что, в свою очередь, повлияло на стратегии развития обрядности, на выработку и переформулировку вероучительных положений и т. д.

Ещё одна сфера изысканий – формирование нормативных дискурсов. Город мог быть пространством творческого действия, порождая новые религиозные практики, которые, в свою очередь, стимулировали появление новой метафорики и ритуалов.

Такого рода практики и соответствующие генерируемые ими идеи и образы являются предметом серьезных споров. Те или иные конкурирующие «генераторы образов» (imaginaires), будь то в повествовательной или драматической форме, образах или архитектуре, вызывают процессы группировки и дифференциации, которые включают согласование пространственного воображения, и иногда приводят к открытым конфликтам. Примером могут служить конфликты между античными языческими философами и представителями церковной патристической традиции, что выявляет конкуренцию между альтернативными способами использования городских пространств. Последствиями преобладания одного из способов религиозной практики часто могли вести к оформлению и монополизации новых способов молитвы или типов религиозного мировоззрения, вызывавших унификацию и обеднение многообразия.

Второй и третий день были отведены докладам и дискуссионным панелям, касающимся вышеуказанных вопросов.