В Польше прошел международный симпозиум по библеистике

В Польше прошел международный симпозиум по библеистике

В Польше прошел международный симпозиум по библеистике

25.10.2018. APCNEWS.RU.     В Католическом университете имени Иоанна Павла IIпрошла двухдневная научный симпозиум под названием «Воскресение в Библии и в культурах древнего Средиземноморья», сообщается на интернет-странице конференции.

В качестве девиза научного форума взята цитата из Книги пророка Исайи – «ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов» (26:19), сообщает Служба новостей APCNEWS.RU со ссылкой на Седмицу.

На симпозиуме особое внимание было уделено таким проблемам, как: форма и характер представлений о воскресении в Библии и в околобиблейской литературе; исторический, культурно-антропологический и теологический анализ древних текстов и традиций, касающихся воскресения; происхождение и становление идеи воскресения в Еврейкой Библии; исторический, социо-культурный и теологический анализ идеи воскресения в Новом Завете с учётом нравственного и экклезиологического подтекста и интенций; воскресение в раннехристианских текстах и традициях за пределами новозаветного корпуса, и др.

В работе форума приняли участие известные исследователи Библии, антиковеды, специалисты по античной философии и религиозности из церковных и светских университетов и научных центров Польши, Венгрии, Словакии, Чехии, Великобритании, Бельгии, Германии, Австрии, Италии, Израиля, Японии, США.

Выступления и дискуссии проходили в нескольких тематических секциях.

На первой секции «Послания апостола Павла» прозвучало три доклада. Так, в частности, профессор Нового Завета Джейсон Майер (Колледж Гринсборо, США) в своём докладе «Обязательства, связанные в Послании к Римлянам с воскресением» указал на связь воскресения и послушания в Рим 5–6, что обычно недооценивается исследователями. Проф. Майер произвёл лингвистический анализ высказываний о послушании у Павла и дал обоснование того, что в послании это центральная тема. Благодаря применению социально-риторической модели при трактовке послания становится явным, по мнению докладчика, что признаки воскресения в данный момент обнаруживаются в эсхатологической верности христианина, благодаря чему уже в нынешнем эоне проявляется грядущее Царство Бога.

Темы двух других докладов – «Явления воскресшего Иисуса в 1 Кор 15:5-8 в свете интерпретации конструкции ‘глагол ophthe + дополнение в дательном падежа’» (проф. новозаветной литературы Анджей Гениуш, Понтификальный городской университет, Рим) и «‘Желая облечься в небесное наше жилище’: метафоры созидания и одевания в тексте о воскресении в 2 Кор 4:16 – 5:10 в свете ситуативного контекста послания» (проф. эгзегетики Нового Завета Раймунд Бирингер, Католический университет Лёвена, Бельгия).

Горячие дискуссии вызвал доклад, тоже посвящённый ап. Павлу, но представленный на секции «Новое творение и ап. Павел у евангелиста Луки» (вторая сессия). Это доклад известного российского библеиста Вадима Витковского (в настоящий момент – он является докторантом Берлинского университета имени Гумбольта) под названием «Воскресение Павла в Деян 27-28? Литературное сравнение с Лк 23». Автор изложил в деталях гипотезу, согласно которой путешествие ап. Павла и его высадка на берегу о. Мальты в последних двух главах Книги Деяний понимается как богословская параллель повествованию о смерти и воскресении Иисуса Христа (см., напр., Walter Radl, Paulus und Jesus im lukanischen Doppelwerk, Bern 1975, pp. 222-251). По мнению докладчика, имеется ряд веских аргументов в пользу этого: тесная связь между смертью и риском смерти или сходство с путешествием Ионы… Но остаётся вопрос, действительно ли Лука намеревался провести параллель такого рода в Деян 27-28? В сообщении указываются и подробно разбираются некоторые литературные особенности главы 23 Евангелия от Луки, дающие дополнительные аргументы в пользу этой гипотезы.

На третьей сессии, посвященной ветхозаветным представлениям, связанным с идеей воскресения, выступило также несколько участников.

Доклад на тему «Воскресение и правление Бога в Тов 13: роль Тов 13:2 в контексте всей главы» представила д-р теологии Иболия Балла (Реформатская теологическая семинария в г. Папа, Венгрия). В Книге Товита (гл. 13) содержится гимн, который учёные называют «Песнь Сиона» (13:9-18), адресованный Иерусалиму. Этот гимн имеет много сходств с другими раннеиудейскими литургическими гимнами, особенно 1QPs XXII 1-15 и Вар 4: 30-5:9. Однако в последних двух нет идеи воскресения, которая появляется в Тов 13:2, тесно связанная с гимном в 13:9-18. В докладе был дан синхронный анализ указанных текстов. Появление концепции воскресения в Книге Товита, по мнению докладчицы, связано как с идеей правления Бога, так и с характерным содержанием истории о семье Товита в Тов 1–12, а также с желанием древнего писателя объединить понятия национальной и личной судьбы. Кроме того, в докладе было показано влияние других библейских текстов в Тов 13 и дана трактовка феномена власти и возмездия на национальном и индивидуальном уровне в изучаемой книге.

Второе выступление на этой секции, вызвавшее неподдельный интерес участников конференции, доцента нью-йоркского Колледжа св. Франциска Мэри Джетт было на тему «Воскресение и кости пророка Елисея (4 Цар 13:20-21): текст и его интерпретация». Во всем Ветхом Завете пророку есть рассказ только об одном посмертном чуде, приписанном пророку. Согласно тесту Книги Царств, могила Елисея, не была местом его почитания, так что через некоторое время после его смерти в ней хоронят другого человека, который оживает после соприкосновения с останками пророка. Переводчики и последующие интерпретаторы текста сталкиваются с множеством теологических, метафизических и текстовых проблем при трактовке этих двух коротких стихов. В докладе анализируется несколько попыток толкования 4 Цар 13:20-21: Премудрость Иисуса Сираха, Иосиф Флавий, 3-е послание к Коринфянам, Апостольские Постановления и ряд мест из сочинений отцов Церкви. В некоторых из этих толкований даётся обоснование почитания мощей; в других – проводится параллель или связь с Воскресением Христа или история с останками Елисея используется для подтверждения связи мёртвого тела с Богом и с душой, и т. д. В каждом случае история текста и его интерпретации демонстрирует попытки актуализировать древний и таинственный текст с целью выразить тесные связи жизни и смерти и верований о посмертном возвращении-переходе человека к жизни.

Четвёртая и восьмая секции были посвящены повествованиям о воскресении в канонических евангелиях.

Так, международный дуэт – специализирующиеся по библеистике докторанты Натанаэль Ветте (Эдинбургский университет) и Уилл Роберстон (Университет Маккуори, Сидней) представили доклад «Воскресал ли Иоанн Креститель из мёртвых?: происхождение Мк 6:14-29». В Мк 6: 14-16 (ср. 8: 28) упоминается о слухах относительно того, что Ирод Антипа считал Иисуса ИоанномКрестителем, воскресшим из мертвых. В докладе был сделан обзор некоторых современных научных теорий, согласно которым представление о воскресшем Иоанне Крестителе было приписано Ироду в раннехристианских общинах. При анализе в качестве контекста и косвенного подтверждения выступают свидетельства о существовании ряда сект и отдельных проповедников того времени, которые считали, что Иоанн был воскрешен из мертвых, в частности таких фигур, как Досифей, Симон-маг, и др. Также, по мнению докладчиков, сходство раннехристианской традиции об Иоанне с традицией о казни и воскресении Христа, а также использование в рамках первой греческого перевода Книги Эсфирь позволяет предположить, что мнение о воскресшем Иоанне было привнесено в традицию о нём или самим евангелистом или одной из первоначальных христианских общиной.

В сообщении «Пространственный символизм в повествованиях о воскресении Четвертого евангелия» доцент Католического университета в Ружомбероке Бранислав Клуска (Словакия) обосновывает тезис о теологической значимости метафор и символов географического и локального характера. Весь набор литературных приемов и лексики у Иоанна, прежде всего в рассказах о воскресении, способствует раскрытию основного замысла евангелиста, дать мистическую трактовку откровения в Иисусе, являющемся Сыном и Словом Бога.

Пятая сессия теологического форума была отведена древнехристианской и патристической интерпретации концепции воскресения. Здесь прозвучали следующие доклады

– ”Бог не воскресает мертвых, если он не воскрешает их целиком” (Тертуллиан, О воскресении, 57.6»: понимание воскресения и бессилия в Новом Завете и в остальной раннехристианской литературе (Доминика Курек-Комич, Ливерпульский Хоуп Университет);

– “Cui carni fuerit speranda inmortalitas” (Августин. Послания, 140.12): воплощение Христа и надежда на воскресение в латинских христианских письмах IV и V веков (Марцин Високий, Католический университет Люблина, Польша);

– Воскресение до воскресения в представлениях эпохи Поздней Античности (Данута Шанцер, Венский университет).

На шестой сессии, посвященной псевдоэпиграфам в Новом Завете, с докладом «Как надежда на “небесная отчизна” повлияла на антропологию Послания к Евреям» выступил известный чешский библеист д-р Ярослав Брож (Карлов университет, Чехия).

Главная тема Послания к Евреям – священство Иисуса Христа. Но её трактовка в этом послании изменила под влияние события Христа и ожиданий скорой парусии не одни только представление о богослужении. Эсхатология и идея воскресения в свете антропологической концепции преобразовало и надежду. Автор доклада кратко представил результаты исследования концепции человека, которая корнями уходит в иудаизм Второго Храма, анализируя антропологические категории и образы, а также представления о человеческой идентичности в послании, – в частности, образ «небесной отчизны» в контексте надежды на воскресение и новую жизнь во Христа. В итоге получается, что, используя типичные иудейские представлениях о загробной жизни своего времени, священнописатель интегрирует в главный христологический концепт, который находится в полной гармонии с апостольской керигмой.

В рамках работы конференции прошёл практический семинар по освоению новейших компьютерных программ и интернет-платформ, созданных специально для более эффективного исследования библейских текстов и освоения библейских дисциплин.