"Дать бубен". Российские шаманы бросили вызов православию

"Дать бубен". Российские шаманы бросили вызов православию

"Дать бубен". Российские шаманы бросили вызов православию

27.06.2018. APCNEWS.RU.   Российские шаманы написали письмо президенту с просьбой признать шаманизм "пятой традиционной конфессией" и планируют создать централизованную организацию. О том, что побудило их объединиться и насколько востребованы оказываемые ими услуги.

"Без прейскуранта"

"Организация, как я думаю, нужна, чтобы были определенные правила, порядок проведения обрядов и так далее. Сейчас пошла мода: взял бубен да стучи себе. Таких полно. Мы посвящаем этому всю жизнь, а тут появляется какой-то тип с криком: "Я шаман!" — и все мои десять лет практики идут насмарку", — жалуется шаманка Оксана Ким. Уже несколько лет она практикует в Санкт-Петербурге и уверяет, что обращаются к ней многие, сообщает Служба новостей APCNEWS.RU со ссылкой на РИА Новости.

"В основном женщины от 20 до 55 лет по личным просьбам: болеют, после разводов тяжело отходят, не могут выйти замуж, с детьми или мужьями проблемы. Преимущественно русские, белоруски, украинки, татарки. А вот бурятки и буряты — хотя я отношусь именно к бурят-монгольскому течению шаманизма (сама Оксана из Улан-Удэ. — Прим. ред.) —  обращаются мало", — рассказывает она.

 

Шаманы проводят молебны своим божествам, обращаются за помощью к умершим предкам, взывают к духам стихий или определенных мест. Необходимый минимум для обрядов, рассказывает Ким, подношения сверхъестественным силам, чаще всего это молоко, водка, печенье и конфеты. Еще полагается плата самому шаману, но тарифов нет, только пожертвования.

"Взял плату и отключил телефон"

От обилия персональных сайтов шаманов разбегаются глаза. Как и от спектра предлагаемых "услуг". Есть обряды на "приворот денег", заговоры "на похудение", "очистка энергией", "защита от суда и тюрьмы".

 

Цена чаще всего не указывается, чтобы ее узнать, нужно связываться напрямую. Но есть ресурсы, где все сразу видно. Например, стоимость "индивидуальных обрядов", как следует из информации на одном из шаманских сайтов, — от десяти тысяч рублей. Зависит от "сложности случая".

Отзывы о работе шаманов разные. Кто-то говорит, что их обряды действительно помогают. Кто-то, напротив, сожалеет, что обратился к шаману.

"Моя сестра сильно заболела, ей становилось все хуже и хуже. К кому мы ее только не водили! Одни говорили, что это родовое проклятие, другие — что действует демон", — рассказывает жительница Улан-Удэ Марина.

 
Талисманы на столе шамана в доме шаманского общества "Дунгур" в Кызыле

В интернете она нашла шамана. Тот сказал, что у сестры "в роду кто-то был лекарем" и та теперь из-за этого болеет. Чтобы исцелиться, ее нужно было показать "шаманскому вождю", что Марина и сделала. Там над сестрой провели обряд, велели купить определенный набор продуктов "для подношений". А еще Марина заплатила шаманам за "работу".

"Сказали, что со временем сестра станет прежней. Но никаких изменений не произошло", — уверяет Марина. Спустя несколько месяцев она позвонила тому шаману, который свел ее с "вождем", и сказала, что обряд не подействовал. Тот бросил трубку, больше на звонки не отвечал.

Десятки тысяч последователей

"Шаманов в России несколько сотен. Тех, кто к ним обращается, — десятки тысяч", — отмечает старший преподаватель МГУ, религиовед Павел Костылев.

 

Исповедуют шаманизм преимущественно в Сибири. Есть также приверженцы "неклассического шаманизма", или неошаманизма, например, в стиле Карлоса Кастанеды или других писателей мистического жанра, прежде всего англо-американских, говорит эксперт.

В июне российские шаманы традиционного толка  впервые в истории выбрали себе верховного лидера. Им стал главный шаман Тувы Кара-Оол Допчун-Оол. И это, по словам заместителя верховного шамана Артура Цыбикова, лишь начало процесса объединения.

"Наша цель — сделать шаманизм пятой конфессией в России. Мы стараемся помогать людям и рассчитываем на то, что на нас обратят внимание", — заявил Цыбиков на пресс-конференции в Иркутске. Он имел в виду, что шаманы хотят стать одним из традиционных религиозных течений наряду с православием, исламом, иудаизмом и буддизмом.

Централизованная организация, пояснил он, позволит создавать шаманские центры и проводить обряды в городах. Кроме того, у шаманов есть, как они говорят, "места силы", тот же остров Ольхон на Байкале. Но там строительство культового здания невозможно, уточнил Цыбиков.

А для борьбы с мошенниками планируется сделать сайт с информацией о каждом "официальном" шамане.

"Сомнительная идея"

Далеко не все верят, что российские шаманы действительно смогут стать "пятой традиционной конфессией".

 
 

"Традиционные религии" — это условное название. По-моему, такое заявление (шаманов. — Прим. ред.) носит скорее эмоциональный характер, нежели практический. Серьезной проблемы я в этом, откровенно говоря, не вижу", — прокомментировал РИА Новости обращение шаманов к президенту замглавы думского комитета по развитию гражданского общества, вопросам  общественных и религиозных объединений Дмитрий Вяткин.

В России шаманы, по словам депутата, спокойно совершают свои обряды, и власти "относятся к ним с уважением", как и к представителям прочих религиозных течений. И их объединению "никто не мешает".

Тем не менее в экспертном сообществе сомневаются, что шаманам удастся это сделать. Уж больно разнородный в стране шаманизм, отмечает религиовед Павел Костылев.

"Разных духов по-разному зовут, они отвечают за разное, у каждого народа о них свои представления. Это примерно то же самое, как если бы мы пригласили российских католиков, православных, старообрядцев и протестантов объединиться на почве того, что все они русские христиане. И если у христианских конфессий все-таки есть изначальная близость, с шаманизмом все иначе", — подчеркивает он.

Даже если говорить о сибирском шаманизме как отдельном феномене, то и здесь можно увидеть не варианты чего-то единого, а много-много самых разных шаманизмов. Поэтому, полагает эксперт, инициатива шаманов выглядит скорее как попытка заявить о себе, а не действительно серьезное намерение.

 
Один из последних нганасанских шаманов Дельсюмяку Костеркин