К вопросу об изучении старославянского языка в школах

К вопросу об изучении старославянского языка в школах

К вопросу об изучении старославянского языка в школах

15.11.2018. APCNEWS.RU.    Любое научное мероприятие, в названии которого есть слово «русский», вызывает негативную реакцию. Также существует запрет на ввоз литературы из России. Александр Пригарин высказал мнение, что украинское старообрядчество может подойти к той черте, за которой в принципе возможно исчезновение русскоговорящей диаспоры.

От редакции:

Вопрос изучения церковно-славянского языка поднимается не первый раз. Иногда обсуждение этого вопроса связано с весьма острыми проблемами, сообщает Служба новостей APCNEWS.RU со ссылкой на  сайт Русская вера. Так, на круглом столе «Международные связи в современном старообрядчестве», который состоялся 29 мая 2017 года, прозвучали опасения по поводу судьбы старообрядцев Украины. В частности, в последние годы там стало совершенно невозможным проводить какие-либо инициативы от имени русских общественных объединений, включая проведение юбилейных мероприятий в честь 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума. Участник круглого стола Александр Пригарин отметил, что жить в такой атмосфере достаточно тяжело. 

В этой связи было высказано мнение, что изучение церковно-славянского языка может создать новую культурную реальность, помочь в выживании старообрядческой религиозной и культурной общности на Украине. Сейчас образование на церковно-славянском языке не имеет никаких ограничений, этот язык не подвергается гонениям на Украине, а литература на церковно-славянском может издаваться в любом количестве. Интересно, что президент Украины Виктор Ющенко во время инаугурации принес присягу на Острожской библии (1581) — известном историческом церковно-славянском памятнике литературы.

На днях ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий предложил начать изучение церковнославянского языка в школах. Это событие сегодня комментирует настоятель Покровского храма в г. Ростове-на-Дону иерей Иоанн Севастьянов.

***

Вопрос языкознания — это определяющий вопрос для изучения истории любой страны. Нельзя понять судьбу, исторический путь того или иного народа, не зная его языка. Особенно это касается родного народа. Поэтому изучение родного языка и литературы для любого человека — это не просто способ научится красиво и правильно говорить и писать. Это возможность ощутить единение со своим народом, со своими предками, осознать себя патриотом своей Родины. Именно поэтому родное языкознание очень важно для воспитания граждан и патриотов в любом обществе.

Что касается русского языкознания, то, разумеется, русский язык — это не только язык Пушкина и Достоевского. Русский язык сформировался на основе старославянского языка.

-------------------------

Изучение, вживание в русский язык не могут дать полноценного результата без изучения старославянского языка. Разве можно изучать историю России только со времен Петра I? Можно ли иметь полноценное представление о культуре России, отбросив церковное искусство? Естественно, нет! Так как же можно изучать русский язык, не имея никакого представления о старославянском языке? Как можно понять русскую литературу, не читая в подлинниках протопопа Аввакума, Епифания Премудрого, Нестора Летописца? Поэтому необходимость изучения старославянского языка более чем очевидна.

-------------------------

И не стоит это относить только к узкоспециальному лингвистическому образованию. Ведь не боится средняя школа предлагать для изучения «Войну и мир» Л. Толстого, «Преступление и наказание» Ф. Достоевского. И вопрос нужности этих произведений на общественное обсуждение не выносится. Это решение принимают специалисты-педагоги. Почему идея изучения старославянского языка может вызывать отторжение в обществе? Почему введение второго иностранного языка в школьную программу с обществом не обсуждалось, а предложение о преподавании старославянского языка даже стесняются серьезно заявлять? Только как «мысли вслух».

Мне кажется, это проблема болезненной секуляризации нашего народа. На современном этапе жизни нашей страны все, что связано с христианским прошлым нашего народа, большинством воспринимается скептически. И для всех старославянский язык автоматически ассоциируется с церковнославянским, что, конечно же, правильно. А церковнославянский — это Церковь, Православие, вера в Бога, старые устои и ретроградный образ мысли. Поэтому даже специалисты, серьезные мыслители предложение об обязательном изучении в школе старославянского языка подают как «мысли вслух».

-------------------------

Изучение старославянского языка и древнерусской литературы в какой-то мере даже важнее изучения истории России и русской литературы. Важнее своей объективностью.

-------------------------

Потому что, как мы видим даже на коротком отрезке развития нашего образования, преподавание истории и литературы XX века весьма тенденциозно. Предмет истории очень легко превращается в пропагандистский инструмент. Со сменой государственной идеологии меняются акценты и даже направления в изучении истории и литературы. Но в старославянском языке и древнерусской литературе, как предметах, воспитывающих патриотическое самосознание, ничего нельзя поменять в угоду конъюнктуре. Старославянский язык, как школьный предмет, может дать более основательное представление об истории Руси. Эта дисциплина является тем стержнем, на который могут нанизываться все остальные предметы гуманитарного блока в образовательной программе.

В одном музее мне пришлось видеть интересную картину — современную иллюстрацию истории Греции в том представлении, как это понимает художник. Историю в виде панорамы, которая состояла из непрерывной череды исторических событий. Схематически художник включил в эту картину важные этапы истории Греции, как то: противостояние с фашистами, турками, борьба с крестоносцами, арабами. В этой же картине были и Константинополь, и Афон, и Вселенские Соборы, и проповедь в Греции апостола Павла, и распятие Исуса Христа, и Троя, и Гомер, и Аристотель, и Микены. Картина начиналась сценой изгнания Адама из рая, а заканчивалась образом второго Пришествия Христа, которое, по мысли художника, произойдет тоже в Греции. Вся история мира — это история Греции, к которой остальные народы имеют только лишь опосредованное отношение. И меня в этой картине удивил не национальный снобизм греков, а их теснейшая связь со всей своей культурой, в том числе и такой древней, как Гомер и Аристотель

-------------------------

 Тогда я понял, что позволяет этому маленькому народу так долго сохранять свою идентичность и умело разыгрывать ее в мире до сих пор. И тогда же я задался вопросом: а смогут ли современные российские школьники вспомнить хоть одного русского литературного автора до XVIII века? А знают ли они, что написал митрополит Иларион Киевский или князь Владимир Мономах? Почему греки в своей школе изучают греческих авторов и их язык I тысячелетия до н.э., а наши школьники не изучают русских авторов и их язык II тысячелетия н.э.?

-------------------------

Я думаю, что изучение в школе старославянского языка может послужить укреплению русского национального самосознания. Знание старославянского языка поспособствует целостному осознанию школьниками русской культуры, сократит ценностный разрыв между ее классической моделью и современным представлением о ней. Старославянский язык позволит учащимся осознать древность русского народа, его величие. Чтение древнерусской литературы поможет более критически воспринимать конъюнктурные проявления современности и сиюминутное влияние на русскую культуру извне. Кроме этого, понимание старославянского языка также позволит лучше понять и Русскую Церковь, а с ней и весь пласт тысячелетней духовности русского народа.

 иерей Иоанн Севастьянов

Общество

другие статьи

22.08.2019. APCNEWS.RU.      Благотворительный Фонд Варнава построил новые здания для 12 церквей, которые были разрушены в результате землетрясения и цунами на индонезийском острове Сулавеси.

20.08.2019. APCNEWS.RU.      Стиляги, беспризорники, «еретики» и «язычники» – как субкультуры повлияли на русскую историю. И кто на самом деле был опасен для власти.

17.08.2019. APCNEWS.RU.      Почему мы боремся за бумажные учебники, в чем учителя отстают от учеников, кому оказался нужен ЕГЭ и как система образования соотносится с реальной жизнью, рассказывает Александр Адамский,...