Эй, мирянин, ты чьих будешь?

Эй, мирянин, ты чьих будешь?

Эй, мирянин, ты чьих будешь?

22.10.2018. APCNEWS.RU.    Есть у меня риторический вопрос ко всяким священноначалиям, которые не велят «чадам Русской Православной Церкви» причащаться в Константинопольской Церкви.

Риторический — потому что я ответы разные слышал, но ни один меня не устраивает: они там все — богословы, а я каждый раз хочу еще и здравый смысл с логикой приплести, сообщает Служба новостей APCNEWS.RU со ссылкой на сайт Ахилла.

Вопрос первый, он же главный: вы когда человека крестите — вы его принимаете в Церковь или в Московский Патриархат (Константинопольский, Антиохийский и проч.)? У Христа одна Церковь или их много?

Если, как вы вроде теоретически согласны, что одна, то когда именно вы закрепостили конкретного человека и сделали его «чадом РПЦ»? Этот человек где-то кровью скрепил договор, что так-то он, конечно, в Церкви Христовой, той самой, которая «единая, соборная и апостольская», но только — сквозь амбразуру РПЦ?

Еще можно понять, что клирики — ваши холопы, вроде домашних эльфов из эпопеи «Гарри Поттер», но миряне?

Я понимаю, что монополия — штука развращающая, но вот православный человек в Европе или в Америке, где полно разных Поместных Церквей толчется на одном пятачке, — с какой стати он должен считать себя членом определенного патриархата?

Если вы сами утверждаете, что все Поместные Церкви — это одна и та же Христова Церковь, только типа для удобства управления они существуют по отдельности, а так-то «у нас евхаристическое единство», то значит для мирянина не должно быть шлейки и хозяина, он свободен ходить туда, куда ему удобнее и приятнее, причащаться в любом храме любого патриархата.

Вопрос второй. Вот вы разорвали евхаристическое общение с Константинополем. Объяснения этому даете разные: от смягченного «мы в скорби, но это для того, чтобы Константинополь покаялся, такая ему, мол, епитимья, пусть рыдает, что не может с нами причаститься, да и вообще прервано только евхаристическое общение, а не молитвенное» — до категорического, в стиле митр. Луки Запорожского или профессора Алексея Осипова, «там больше нет благодати, Бог ушел из Фанара, таинства недействительны — полный аут».

Последняя, жесткая точка зрения, по крайней мере, логична: мирянину (и неважно — «чаду» РПЦ или любой другой Поместной Церкви) нельзя причащаться там, где нет причастия, где Святой Дух не сходит на Святые Дары.

Но для этого в православии обычно есть только одна причина — та Церковь впала в ересь (или ее предстоятель, или епископ епархии, или какой-то монастырь/приход). Но для обличения в ереси целой Поместной Церкви нужны не заявления некоего митрополита, профессора богословия или даже Синода, а Вселенский собор и суд, соборное низложение еретика, когда все патриархаты должны согласиться, что бывшая Церковь-сестра отпала в неправославие. А когда патриарха Варфоломея обвиняют в «нарушении канонических границ» или, как профессор Осипов, в «гордыне», то тут открывается широкое поле для вкусовщины. Ткнул пальцем: о, ты гордец (а кто не гордец?) — от тебя ушел Дух Святой, таинства в твоей Поместной Церкви/епархии/монастыре/приходе недействительны. Так можно докатиться до положения все против всех.

Но если не придерживаться крайней, ригористической позиции, то получается, что Константинополь вроде как наказан за свои канонические безобразия, а если патриарх Варфоломей завтра приползет с покаянием, то тут же — о чудо! — мы его простим, и вся Константинопольская Церковь вновь станет благодатной, и Христу со Святым Духом мы дадим отмашку: мол, заходите теперь на Фанар — разрешаем.

Но в таком случае снова — при чем тут миряне? И даже клирики? Начальник безобразничает в другой стране, они (клирики) связаны присягой — во всем слушаться свою «Богоустановленную Иерархию» (как настаивает РПЦв случае своих клириков). Почему простые клирики и миряне должны отвечать за патриарха и его Синод? Набедокурил Варфоломей — ну, и накажите его, не причащайтесь с ним, не поминайте его, пальчиком ему грозите, ноты протеста шлите, не приглашайте на день варенья патриарха Кирилла, но зачем вы невинных людей наказываете? Константинопольских клириков и мирян объявляете безблагодатными, потерявшими Христа, а свою паству еще и подзуживаете «поддерживать» решения своего патриарха, а клирикам велите — проводить«разъяснительную работу», чтобы простодушный православный российский народ еще усерднее «поддерживал» разрыв?

Хотя и тут есть объяснение: в реальности Церковью архипастыри считают только себя. Поэтому и рассуждают про «потерю благодати» или «канонические нарушения» всей Церкви — миряне тут не церковь, а так, овцы, объект дележки и кормления для архипастырей, задача которых — лишь послушно блеять да молоко с мясом давать.

Но, повторюсь, вопросы эти риторические. Потому что ответ на них я и сам знаю (возвращаюсь к началу заметки) — монополия. Патриарх Кирилл всеми силами пытается удержать монополию РПЦ над своей «канонической территорией». А если дать слабину и отпустить Украину (да еще — под крыло Константинополя), то дальше могут отвалиться Беларусь, Молдова, прочие нероссийские территории. А там недалеко и до того времени, когда «вероломные» щупальца Константинополя протянутся и до Святой Руси-матушки…

Представляете, что будет? Надоест клирикам и прихожанам, что их грабят российские архиереи — рассердятся, подхватятся и уйдут в Константинопольский патриархат (только ходить уже далеко не надо будет — останутся на месте, но уже под другой вывеской). А там и другие патриархаты подтянутся и наоткрывают в России свои филиалы. «Паства РПЦ» утечет сквозь пальцы — люди будут ходить то туда, то сюда, выберут себе добрых пастырей и человечные приходы, не обращая внимания на юрисдикцию, — и трындец: Софрино разорится, патриаршество Кириллово покосится…

Клириков жалко, конечно, — им для выхода на свободу надо, чтобы хозяин подарил им грязный носок (как эльфу Добби). Но мирянам — легче. Пока — некуда особо уходить, но монополии не вечны, надежда на свободу остается.

И не надо мирянам самим себе надевать на шею ярмо «чада такой-то Поместной Аббревиатуры» — вы чада единой Христовой Церкви, и только. И ничего приказывать господа из Московской патриархии (да и из любой другой) вам не имеют права.

АЛЕКСЕЙ ПЛУЖНИКОВ

Общество

другие статьи

14.10.2019. APCNEWS.RU.     В конце осени на телеканале «Россия» выходит сериал «Зулейха открывает глаза» по одноименной книге Гузель Яхиной, лауреата премий «Большая книга». Гузель написала свой первый роман...

06.10.2019. APCNEWS.RU.    «Культурный норматив школьника» предложил ввести известный своими инициативами руководитель Минкульта Владимир Мединский. Не прошло и года, как проект заработал в...