«Ребёнка нужно не развивать, а сберегать»

«Ребёнка нужно не развивать, а сберегать»

«Ребёнка нужно не развивать, а сберегать»

18.10.2018. APCNEWS.RU.    В чём ребёнок действительно нуждается, а от чего его лучше уберечь до школы.

Подготовка ребёнка к школе включает сегодня едва ли не больше знаний и умений, чем может ему дать весь первый класс в целом. Детей учат читать–писать–считать, языкам, музыке и другим искусствам. Весь спектр подобных услуг есть при каждом садике и школе, и они востребованны, сообщает Служба новостей APCNEWS.RU со ссылкой на Медиапроект s-t-o-l.com.
 
Что ребёнку действительно нужно, а от чего его лучше поберечь, рассказала «Столу» педагог дополнительного образования и учитель начальной школы Ольга Синицына.
 

– Полноценная «школа» для ребёнка нередко начинается ещё за несколько лет до поступления в первый класс. Есть ли универсальный совет, как не перегрузить маленького человека, но при этом не лишить его чего-то необходимого?

– Основная «работа» дошкольника – это игра. Именно в игре происходит важное развитие образного мышления, воображения, которые станут впоследствии основой обучения и учебной деятельности, поэтому ребёнку до 7 лет нужны сказки, песни, ролевые игры. Важны совместные игры с другими детьми, потому что дошкольник – эгоист.

Нагрузка мозга знаниями до школы чревата его истощением

Нагрузка мозга знаниями до школы чревата его истощением, об этом говорят многие авторитетные психологи и педагоги. В какой-то момент ребёнок просто не сможет дальше учиться. Всё больше детей после начальной школы не могут хорошо читать и писать: они делают массу ошибок и не понимают текста. Это говорит о том, что начальное обучение ребёнка шло на фоне высокого напряжения всех его возможностей – из-за завышенных требований и ожиданий или родителей, или каких-то классов, школ.Девочка рисует Медиапроект s-t-o-l.com

– Да, ведь дифференциация детей при поступлении в первый класс сейчас головная боль для родителей: возьмут ли в сильный класс, в класс с углублённым изучением чего-нибудь, на ускоренную программу… Дошколята сдают полноценные экзамены, и это как бы оценка родителям – хорошо ли они подготовили ребёнка к школе.

– И тем не менее именно первый класс призван научить детей писать, этому они и будут там учиться.

– Да, но по умолчанию считается, что если ребёнок идёт в школу, не умея этого делать, то всё плохо…

– Значит, нужно найти другую школу. Выбор пока есть.

– Но ведь страшно: попадёт ребёнок в плохой класс, где собраны дети, которые ничего не умеют…

– Повторяю: то, что в первом классе ребёнок не умеет писать, – это нормально. Первый класс призван научить детей писать.

– Но обычно сравниваешь себя с окружением: соседями, родственниками… Так уж повелось теперь, что в основном дошкольники это умеют.

– Тщеславие родителей может приводить к страшным вещам. Известны случаи, когда дети выбрасывались из окна, потому что не соответствовали оценке своих родителей.

Дети разучились играть

– Все эти кружки и занятия для дошкольника – сегодня мера вынужденная, искусственная. Потому что естественной среды для развития ребёнка сейчас нет. Раньше эта среда была в семье, во дворе, в котором ты родился и жил. Дружили и общались семьями. Дети играли: в дочки-матери, в магазин, что-то строили, созидали какое-то пространство. Для дошкольника очень важно созидать мир: он творец мира.

– Если раньше это было, то куда сейчас пропало?

– Сейчас мир выглядит довольно искусственным, все маленькие дети с планшетами, с телефонами. Мама с ребёнком едут в транспорте не с книжкой: он смотрит мультфильм, играет в электронную игру. Доктор биологических наук Татьяна Владимировна Черниговская говорит, что это просто другие люди, с другим мозгом. Где-то уже есть дети, которые не умеют писать, они умеют только печатать на компьютере.

– Это хорошо или плохо?

– Это плохо. Если человек не пишет рукой, не прошёл эту стадию развития, – это человек с ограниченными возможностями здоровья, потому что мозг его развивается неполноценно.

Люди, с детства погружённые в виртуальное пространство, – это люди с другим мозгом

Ребёнку-дошкольнику для нормального развития нужен голос матери, голос отца, эмоциональный и телесный контакт с родителями, ручной труд для развития мелкой моторики. Люди, с детства погружённые в виртуальное пространство, – это люди с другим мозгом.

– То есть гаджеты испортили не только ребёнка, но и родителей.

– Родителей они испортили в первую очередь. Ведь ребёнок растёт в пространстве целей и задач, которые формируют родители. При этом у родителей сейчас есть как никогда большой выбор книг, сайтов с советами специалистов, которые помогают сориентироваться.

Развивать или сберегать?

– Все мы знаем педагогическую систему Марии Монтессори. Она выросла из работы педагога, занимавшегося с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Монтессори придумала им особое пространство, которое даёт ребёнку простор для свободного и творческого действия: из разного природного материала дети могут строить и мастерить то, что хотят и что у них лучше получается, без руководства воспитателя, следуя своей фантазии и воображению. Подобное есть у семьи, которая живёт за городом. Если по соседству есть ещё и дети – не нужно никакого детского сада Монтессори. Выпусти их во двор… У них там есть камушки, песочек, травка, водичка – всё, что нужно. В городе, конечно, таких возможностей нет. Но можно иметь дома натуральные материалы, из которых ребёнок будет что-то созидать. Сейчас очень популярно «развитие ребёнка», для этого нужны кружки и прочее. Но некоторые известные педагоги, например Александра Петровна Ершова, говорят, что сейчас важнее сберегать ребёнка.

Различные психозы, неврозы, детское недержание – результат перегрузок

– Сберегать? В каком смысле?

– Ребёнка истощают. Истощает виртуальная среда, избыток информации вокруг. Ведь дети всё это впитывают, и это формирует их мозг, чувства, душу и внутренние органы в том числе. Различные психозы, неврозы, детское недержание – результат перегрузок, когда ребёнок просто не справляется с информацией, атакующей его со всех сторон.

– Как можно его от этого уберечь?

– Например, не заставлять его до школы заниматься тем, что не соответствует его возрасту, – прописями или чтением. Дети учатся читать сами, не нужно их дрессировать. Мы говорим, конечно, про нормальную ситуацию, когда у детей нет серьёзных проблем развития. Если они есть, тогда действительно нужны специальные занятия. Но это не кружки, а занятия со специалистами, которые помогают с развитием памяти, внимания, движений, помогают приобрести то, чего у ребёнка нет.

Ни кнут, ни пряник

– Подростков тоже нужно уберегать от лишней информации и разных кружков?

– Кружки подростку как раз необходимы. Даже не столько сами кружки, сколько пример человека в успешной деятельности и собственный опыт успешной деятельности. Если в школьном возрасте у подростка не появилось какого-то познавательного интереса, ему будет сложно пройти свой подростковый возраст. Потребность познавать может возникнуть в семье, в школе или в каком-нибудь кружке. Если педагог, ведущий кружка, вдохновляет детей на изучение физики, химии, биологии, прививает интерес к театру, хоровому пению или другому виду искусства, если его личный интерес захватывает детей – это здорово. Я бы такие вещи поддерживала.

– То есть вести нужно, строго говоря, не на кружок, а на человека?

– И на человека, и на кружок. Жалко, когда ребёнок мучается, например, в музыкальной школе. Хотя усилие тоже требуется. Но важно понять, к чему у ребёнка больший интерес: он больше любит читать, размышлять или двигаться, он быстро считает, или ему интересен мир живой природы, или всякие опыты? Это видно обычно уже в начальной школе. Можно действительно пробовать разные кружки, но к подростковому возрасту хорошо бы уже иметь какое-то предпочтение, где ребёнок имел бы опыт успешной деятельности.Ребенок с футбольным мячом Медиапроект s-t-o-l.com

– А что можно считать успехом?

– Достаточно того, чтобы у подростка какое-то дело получалось. Это не должен быть «дутый» успех, его не нужно преувеличивать. Своему ребёнку некоторые родители могут говорить: ты всегда молодец! Это неправильно. У ребёнка должен быть опыт успеха и неуспеха. Это не обязательно оценка в баллах, но понимание того, получилось или нет, должно быть.

Опыт встречи с ошибками должен быть с раннего возраста. Как и опыт исправления этих ошибок

Сделал – и не сделал. Молодец – и не молодец. Опыт встречи с ошибками должен быть с раннего возраста. Как и опыт исправления этих ошибок. Если не получилось, давай попробуем ещё раз, чтобы получилось. Когда ребёнок что-то случайно разбивает, разливает или портит, родители чаще всего кричат и сами это исправляют. При этом в сознании ребёнка формируется установка: ошибка – это очень страшно, потому что мама кричит, но я не могу ничего с этим сделать, потому что мама потом сама же убирает, вытирает, исправляет. Нужна нормальная эмоциональная реакция: ничего страшного, это бывает! И обязательно чтобы он сам это попробовал исправить: а я тебе помогу, давай склеим, вытрем.

– Как нащупать границу между разумными требованиями к ребёнку, чтобы он не ленился, и тем чрезмерным давлением, которого мы сами не замечаем, но которое порой может довести до крайнего состояния?

– Или же развивает «комплекс отличника», «комплекс троечника» и так далее. Не нужно требовать хороших оценок по всем предметам. Взрослые ведь не во всём успешны. Почему же тогда мы требуем от детей, чтобы они были круглыми отличниками? Кто-то не может знать математику больше чем на «три». Кому-то, может, вообще достаточно окончить школу «нормально», но без неврозов и с интересом к жизни, и тогда он сможет проявить себя в будущем в какой-нибудь нужной деятельности. Важно, чтобы у подростка сохранилось желание познавать мир. В школах некоторых стран – в Финляндии, Германии и других – уже давно поняли: главное – чтобы ребёнок хотел продолжать учиться, чтобы это было бескорыстное желание, не зависимое от оценок.

– Можно хорошо что-то знать независимо от оценок?

– Есть школы, где в начальных классах оценок не ставят, и дети там учатся очень хорошо. Понятно, что они пишут контрольные, тесты, но оценок им не ставят. Оценка будет нужна потом, в старшей школе, чтобы подросток сам научился оценивать свою работу. У нас же оценкой часто манипулируют – и родители, и учителя. Ах, ты получил двойку! Я тебе не куплю игрушку. Вот получишь пятёрку… Получается, что хорошая учёба, с одной стороны, и любовь, с другой, покупаются. Так не должно быть.

– Ну а если не сделал – шоколадку за это дать?

– Нет. Если не сделал – надо сделать.

Досуг – это не пустота

– Как сделать, чтобы ребёнок не ленился? Это всегда определяется образом жизни семьи. Если родители лежат дома на диване, могут часами смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, впустую проводить время – как они могут требовать от ребёнка, чтобы он всё время что-то делал? Если в семье есть рабочий настрой, сочетание образования, труда и помощи другим людям, то ребёнка ничему и учить специально не придётся.

У нас сформировалось представление, что досуг – это безделье. Раньше досуг был очень важным моментом воспитания и образования

Процитирую воспоминания одной дворянской барышни, написанные уже после революции. «Мы не были завалены уроками, – пишет она, – мы свободны были от домашних забот и, подрастая, могли делать, что хотели». Интересно, что они хотели делать: «Могли шить для бедных, которым хотелось помочь, вышивать и рисовать, чтобы делать подарки для тех, кого любили, а главное, могли читать книжки и с детских лет уже размышлять. Ведь и сидение за пяльцами наших бабушек, если и давало простор их размышлениям, полезнее было для их умственного развития, чем могло быть непрестанное загромождение ума и внимания ворохом навязанных идей и ненужных сведений». То есть они росли в среде, где всё это было, и дети естественным образом переняли образ жизни своих родителей. У нас сформировалось представление, что досуг – это безделье. Раньше досуг был очень важным моментом воспитания и образования. Поэтому у детей обязательно должен быть досуг.

– Кружки – это не досуг?

– Кружки – это досуг. Это также может быть чтение, какая-то полезная деятельность. Досуг – это не пустота.

– Вспоминаю свою пятилетнюю племянницу: для неё чтение – это утомительная работа.

– Досуг – это то, что ты делаешь по собственному желанию, а не по желанию родителей. Не нравится читать? А что нравится? Пускать кораблики?

– Хулиганить.

– Это отдельная тема. У детей много энергии, и её нужно направить в правильное русло, в культурную форму: движение, танец, бег, игра с движением. Научить использовать свою энергию красиво и безопасно для себя и окружающих. Это так же важно, как и научить ребёнка жить не только для себя, потребительски. Учиться помогать ребёнок должен ещё в семье – начиная с помощи своим бабушкам, дедушкам, мамам, папам и кончая помощью одноклассникам, соседям и всем, кто в ней нуждается.

Ольга Синицына - педагог дополнительного образования и учитель начальной школы. Фото: Андрей Подоров Медиапроект s-t-o-l.comОльга Синицына — педагог дополнительного образования и учитель начальной школы. Фото: Андрей Подоров
 
Алина Гарбузняк 

Общество

другие статьи

14.10.2019. APCNEWS.RU.     В конце осени на телеканале «Россия» выходит сериал «Зулейха открывает глаза» по одноименной книге Гузель Яхиной, лауреата премий «Большая книга». Гузель написала свой первый роман...

06.10.2019. APCNEWS.RU.    «Культурный норматив школьника» предложил ввести известный своими инициативами руководитель Минкульта Владимир Мединский. Не прошло и года, как проект заработал в...