Молитва церкви. Часть 1. В чём Дух держится

Молитва церкви. Часть 1. В чём Дух держится

Молитва церкви. Часть 1. В чём Дух держится

03.07.2018. APCNEWS.RU.   Декан богословского факультета Свято-Филаретовского православного института Зоя Дашевская делится своими размышлениями о современном православном богослужении.

Благодарное собрание

Церковная молитва, или молитва церковного собрания, начинается с благодарности Богу, сообщает Служба новостей APCNEWS.RU со ссылкой на портал С-Т-О-Л. Само собирание предполагает, что есть люди, у которых один Господь и которые хотят этому Богу воздать хвалу и благодарение. Если мы говорим о молитве в церкви, о православном богослужении, а не просто об индивидуальном благочестии, то и слова благодарности Богу там часто будут первыми. Не случайно крупнейший исследователь византийской литургической традиции архимандрит Роберт Тафт как раз делает упор на том, что молитва восточной церкви – это по преимуществу хвала и благодарение Богу в отличие от традиции западной церкви, которая предполагает в большей степени прошение и ходатайство.

Если в сердце это благодарение не живёт, то тогда фактически у нас отношение к Богу потребительское, постоянное ожидание, что Он нам что-то должен. Благодарность и есть наш отклик, ответ и одновременно источник различных даров (сказано ведь апостолом Павлом: «Ревнуйте о дарах больших»); и раскаяние, и покаяние также рождаются из благодарения. Если ты отвернулся от Того, Кто дал тебе жизнь, открыл тебе благость и красоту этого мира и Своё действие в нём, то совесть тебя в этом обличает. В этом смысле покаяние рождается из той же системы координат, которую задаёт благодарение Богу, Который «всех благих вина».

Место встречи

Изначально, с самых древних времен, когда у христиан ещё не было храмов, ключевой характеристикой молитвенного собрания было собственно само собрание и то место, где оно проходило. У Иустина Мученика в середине II века мы находим в первой Апологии такое свидетельство: «В так называемый день солнца бывает у нас собрание в одно место всех живущих по городам или селам». Тертуллиан в «Апологетике» также говорит: «Мы сходимся и собираемся для того, чтобы окружить Бога общими молитвами, как бы войском, собранным в одно место. Эта сила приятна Богу». Об этом нам свидетельствуют и письма паломницы IV века, которая путешествовала по святой земле. Она описывает богослужение в Иерусалиме ровно таким же образом: все собираются в одном месте.

Христиане должны не только знать «своих» в лицо и по имени, но и жизнь их не может быть закрыта друг от друга

Христиане собраны в одно время в одном месте. Кто отсутствует по уважительной причине – продолжает оставаться членом этого собрания, не будучи в данный момент его непосредственным участником. Впоследствии, когда христиане стали строить храмы, ориентированные на духовную «вертикаль», то богослужение обрело зримое вертикальное измерение. И действительно, ведь Сам Господь собирает Свой народ. Но в богослужении осталось и особое горизонтальное измерение: это не просто стоящие (или сидящие) рядом люди, но «свои Богу» и потому родные, не чуждые и не чужие друг другу. Как апостол Павел говорит: «Приветствуйте друг друга целованием святым!». Не просто каким-нибудь, а святым. Так, святитель Кирилл Иерусалимский в одной из  таинствоводственных бесед говорит о  важнейшем литургическом действии – целовании мира, предшествующем в восточной традиции принесению евхаристической молитвы – анафоры: «оно души взаимно соединяет». Христиане должны не только знать «своих» в лицо и по имени, но и жизнь их не может быть закрыта друг от друга.

В начале века блюститель Крестовоздвиженского трудового братства Николай Неплюев говорил о том, что «приходы наши распылены», невозможно увидеть связи между людьми. Дело «распыления» верующих довершил долгий период советских гонений, когда никакое общение, кроме богослужения, вообще не предполагалось: свободная проповедь, дела благотворительности, научение детей вере – всё было запрещено.

Опознать церковное собрание безусловно можно там, где есть живые связи между людьми, а люди эти собраны ради Бога. Внутри богослужения это сразу видно человеческому глазу, особенно если ты пришёл не соглядатаем, а ради общей молитвы с этими конкретными людьми. А когда люди друг от друга прячутся, хотя и стоят рядом, отчуждаются друг от друга, когда они друг с другом не знакомы и их ничего не связывает, – это тоже сразу замечаешь.

Бог собирает словом

Церковь собирает Бог, и потому в церковном собрании в первую очередь звучит Его слово, слово Писания и проповеди, которое призвано его истолковать, и только потом это собрание может вознести Богу свои прошения – ектении. Этот древний порядок в церковном богослужении выдерживался строго, а ныне, к сожалению, он разрушен. Сам строй богослужебного чина не вполне выражает тот факт, что это собрание – Божье. Не случайно Н.Н. Неплюев говорит о существе христианской жизни братчикам: «Мы должны стать достоянием Божьим», или, следуя словам апостола Петра, «людьми, взятыми в удел». В полной мере этот императив призвано воплощать в себе богослужение, молитва тех людей, которые собрались ради служения Богу, причём постарались прийти все те, кто является членом этого собрания. Мы потеряли вкус к норме полноты собрания, и потому в нашем сознании этой актуальной полноты церковного собрания не существует, оно всегда ущербно, не полно, в нём всегда кого-то нет.

Задай себе вопрос: кто твой ближний, с какими людьми вместе ты приносишь Богу хвалу и молитву?

Нормы, описанные выше, в большей степени относятся к древней церковной практике. Мы находимся в другом положении, у нас в каждом квартале есть храм, ты можешь пойти куда пожелаешь. Возникает вопрос: а где твоё церковное собрание, знаешь ли ты его и людей, которые там собираются? Не тем или иным храмом и не временем начала богослужения определяется полнота общения, а только тем церковным собранием, членом которого ты являешься. Это первоначальное  ядро церковного взаимодействия. Задай себе вопрос: кто твой ближний, с какими людьми вместе ты приносишь Богу хвалу и молитву? В «Послании к евреям» сказано: «не оставляйте  собрания своего, как есть у некоторых обычай». Это слово свидетельствует о том, что и в древней церкви были тенденции к хаотическим перемещениям и разрыву живых связей. Подобные предупреждения в более позднее время, описанные в Апостольских  постановлениях, можно цитировать целыми периодами: о том, что Церковь собирает епископ, как мудрый кормчий во главе корабля, а миряне также ответственны за целостность собрания. Вот почему они не должны отсекать себя от церковного тела нехождением в собрание, ибо сказано: кто не собирает со Мной, тот расточает. «Так не увечьте церковное тело и не расточайте Божье достояние», – предупреждает текст древнего памятника. Эти призывы свидетельствуют нам о том, что, когда речь идёт о молитве, то в первую очередь говорится о собрании, то есть о народе Божьем и о том, каким это собрание хочет видеть Господь, Который его собирает.

В какой храм ходить

Вопрос, в какой храм ходить, – не дисциплинарный, это вопрос о любви во Христе. Каким образом ты связан с этими людьми?  Не случайно пророки Библии говорят про узы любви, предполагающие ответственность за народ. Ты отвечаешь за целостность собрания, членом которого являешься. Могу привести в качестве примера наше братское собрание в храме Успения в Печатниках. Когда там совершился акт беззакония (настоятеля прихода, духовного попечителя братства беззаконно запретили в священнослужении и отстранили от настоятельства) – собрание ушло из этого прихода, всё до одного человека, никого не осталось.

При том что я лично была членом приходского собрания этого храма и получала благословение епископа на это. Но именно так ответственно, я считаю, я и должна была поступить как член приходского собрания: не со зданием моя связь, а с людьми, потому что церковь – это люди. Невозможно оставаться в стенах, где совершилось и продолжает совершаться беззаконие, где слово правды не произносится. Поэтому всё наше братство оттуда ушло, там никого не осталось.

Чтобы встретиться с людьми на какой-то серьёзной глубине, нужно с ними помолиться, и в этот момент и состоится встреча

В паломничествах, разных поездках мы, конечно, ходим в разные храмы, но стараемся непременно познакомиться и войти хоть немного в общение с прихожанами и священниками. Если меня направили в командировку, я иду в храм, где никого не знаю, знаю только, что это православные христиане, и я, конечно, приду помолиться вместе с ними. Чтобы встретиться с людьми на какой-то серьёзной глубине, нужно с ними помолиться, и в этот момент и состоится встреча: ты узнаешь о них не меньше, чем если проведёшь с ними три часа за чашкой чая. Потому что молитва церкви – это взаимообщение во Христе, которое бывает многозначно и многообразно. И как «кинония», то есть собственно общение, есть «синдесмоc» – связь, она же есть и «слово», смысл, потому что «слово Божие росло». В книге Деяний сказано о росте Церкви. И, конечно, это общение есть также «агапи» – любовь. Словом «агапи» в древней церкви могло называться и собрание евхаристическое, и собрание за христианской трапезой, и сама церковь как воплощённая любовь. Например, есть такая фраза в послании Игнатия Богоносца: «Когда епископ собирает церковь на любовь…». Что при этом имеется в виду? Это может быть и евхаристия, и трапеза любви, и даже какая-то деятельная сторона жизни данной церковной общины. Очень показательно, что все эти понятия в глубине своей взаимозаменяемы, потому что речь идёт о единой и целостной реальности.

Образы возрождения

Разные образы этой реальности даёт нам Христос в Евангелиях, имея в виду личностный характер отношений. Пир: «Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Небесном». Дружество: «Вы друзья мои». Братство учеников и семья: «Один у вас Учитель – Христос, вы же все братья».

Церковь – это прежде всего люди, и они должны быть собраны в определённом качестве

Сейчас, возможно, церковное собрание переживает самый тяжёлый период своей истории – как будто утрачен некий камертон для обретения согласия в понимании назначения христиан на земле. Возрождение православного богослужения или литургическое возрождение, которого мы чаем и к которому стремимся, прежде всего должно быть направлено на возрождение именно церковного собрания. Не просто каких-то отдельных литургических действий, молитв или ещё чего бы то ни было. Церковь – это прежде всего люди, и они должны быть собраны в определённом качестве. Внешнюю сторону церковной жизни  можно обеспечить какими-то институтами, канонами, уставами, финансами. Но то место, где Дух Святой действует и где присутствует Христос,  ни финансами, ни указами не обеспечишь. Поэтому самое главное, как я вижу, что Господь открыл нашей Русской православной церкви в ХХ веке, – это движение общин и братств. Там, где были такие общины и братства, где были живые личные связи, которые люди хранили как святыню, где было братолюбие во Христе, там сохранялась живая церковная молитва и праведная жизнь по вере, несмотря на гонения, на агрессию внешней среды, оскудение и искушения внутри ограды церковной. Это и есть тот путь, которым, мы чаем, Господь призывает идти нашу церковь. Тогда она возродится как живой Божий народ.

А если по-прежнему мы не будем поддерживать общинные и братские начала и стремление людей иметь какие-то иные формы единения, помимо приходов, но будем держаться только за приходы как за «якорь», в надежде обеспечить единообразие церковной практики и экономическую поддержку церковным структурам, то кризис православного богослужения только углубится и затянется. И однажды может случиться так, что невозможно будет сказать о нашей Русской православной церкви, что это живой Божий народ, имеющий в себе новозаветные качества: любовь, мир, радость, праведность в Духе Святом.

Продолжение следует

Общество

другие статьи

16.09.2019. APCNEWS.RU.    На выставке «Частные музеи. Самородки России», где собрались больше сотни коллекционеров со всей страны, чувствуешь себя, будто листаешь семейные альбомы: тут и...

12.09.2019. APCNEWS.RU.    Некоторые публицисты изображали Пия XII как последнего представителя Церкви, привязанной к прошлому, подчёркивая главным образом то, что отличало Эудженио Пачелли от его святого преемника...

09.09.2019. APCNEWS.RU.     Одно из первых (если не первое) выступлений о. Александра Меня на советском телевидении (26 ноября 1989 года). Условием допуска в эфир был запрет произносить слово...

07.09.2019. APCNEWS.RU.     В Бундескунстхалле – федеральном выставочном зале в городе Бонн, проходит выставка, посвященная разрушенным объектам всемирного наследия. Выставка проходит в...