07.08.2019. APCNEWS.RU. На страницах газеты «Оссерваторе Романо» Никола Риккарди из Ордена Меньших братьев рассказывает о вкладе францисканцев в борьбу с ростовщичеством, процветавшим на рубеже Средних веков и Нового времени.
Ростовщичество как язва общества осуждалось еще в Декрете Грациана, своде канонического права, созданном около 1140 года. Второй Латеранский собор (1139) запрещал церковное погребение ростовщиков, тем самым отделяя их от христианской общины, – сообщает Служба новостей APCNEWS.RU со ссылкой на Vatican News.
Несмотря на церковное осуждение, ростовщичество развивалось, достигнув особенно значительных масштабов в период с XIII по XV столетие, во многом благодаря благосклонности городских властей к еврейскому кредиту.
Развитие промышленности и торговли привели к росту потребления, но также и к росту бедности, вызванной в том числе долгами. Это стало благоприятным контекстом для проповеди францисканцев-обсервантов, которые предостерегали верующих от алчности и призывали к добродетели в каждой сфере человеческой жизни, в том числе и в управлении общественными благами.
Одним из выдающихся представителей движения обсервантов был святой Бернардин Сиенский, обладавший особой социальной чуткостью. В своих проповедях он затрагивал экономические вопросы, став ориентиром для всей семьи обсервантов.
Во-первых, он обличал экономические пороки своего времени, первый из которых – жажда прибыли. Алчность он считал наихудшим из пороков, называя ее idolum desolationis - идолом опустошения.
Пытаясь восстановить общественный и экономический порядок, братья-обсерванты не ограничивались лишь обличением алчности, причины ростовщичества и исходящих от него зол, но также рассуждали о добродетели любви и солидарности в экономической сфере: именно они способны победить зло ростовщичества.
В свете этих размышлений появляются Monti di pieta’ («Горы милосердия») - некоммерческие финансовые учреждения, направленные на благотворительность и добродетельное управление общественными благами. Они предоставляли кредит малоимущим под залог, чтобы защитить их от ростовщиков.
Эти учреждения отражали убежденность, что в гражданской жизни – так же, как и в духовной, - невозможно спастись в одиночку, но только посредством коллективного действия и солидарности.
Ольга Сакун - Град Ватикан