Тайны календарей: когда праздновать Рождество

Тайны календарей: когда праздновать Рождество

Тайны календарей: когда праздновать Рождество

01.01.2019. APCNEWS.RU.    У времени есть разные аспекты — исторический, астрономический, богословский.

Последний особенно актуален в дни празднования Рождества Христова 25 декабря и 7 января. Отличаются ли григорианский, юлианский и новоюлианский календари чем-нибудь, кроме разницы в 13 дней, необходима ли связь календаря с движением небесных светил и что говорят об этом древние христиане и современные богословы, — сообщает Служба новостей APCNEWS.RU со ссылкой на РИА Новости.

Предрождественский Вифлеем24 декабря 2018, 23:10. Вифлеем празднует Рождество

Почему 25-го

С точки зрения древних христиан, Рождество должно праздноваться в день зимнего солнцестояния. "Дни праздничные соблюдайте, и прежде всего — день Рождества Господня, совершая его в двадцать пятый день девятого месяца", — говорит памятник III века "Апостольские постановления".

Почему 25 декабря? Этому есть как минимум три разных объяснения.
 
Во-первых, Юлий Цезарь в 45 году до Рождества Христова установил календарь, в котором дата зимнего солнцестояния (лат. bruma — "короткий (день)") выпадала на 25 декабря. После этого числа день становится длиннее, что ассоциировалось с рождением солнца. В Средиземноморье даже распространилось празднование Дня рождения Непобедимого Солнца. Этот период называли "брумалия" и посвящали разным богам. Торжества продолжались в течение месяца по ночам и состояли преимущественно из пиров и танцев.

Одной из форм борьбы христианства с язычеством стала практика замены этих языческих обрядов христианскими. Церковь решила праздновать в этот день Рождество Христово. И полное название торжества звучало как "День рождения непобедимого Христа" или "Праздник светов". "Одна из теорий гласит, что тем самым Церковь попыталась заменить миссионерским образом праздник Непобедимого Солнца", — отмечает протоиерей Владимир Хулап.

Однако, согласно другой теории, датировка праздника основана на библейской хронологии. "Она и исходит из даты 25 марта — Благовещения и зачатия Христа, от которой вычислили девять месяцев", — поясняет отец Владимир.

Третью версию предлагает автор книги "Христианские хронологические системы", известный в православных кругах историк Павел Кузенков. По его словам, праздник Богоявления (Крещения) — более древний, чем Рождество, он отмечается по юлианскому календарю 6 января (по григорианскому, соответственно, 19 января). И именно ему мы обязаны привязкой даты Рождества к 25 декабря.
 
"Изначально Богоявление было соединено с Рождеством. Армяне, например, до сих пор отмечают эти праздники вместе. В IV веке появилось Рождество — считается, что как замещение языческого праздника зимнего солнцестояния. Однако мои исследования показали: скорее всего, 25 декабря родилось из 6 января — при пересчете с египетского подвижного календаря на юлианский.

Кроме того, эта дата хорошо согласуется с косвенными евангельскими указаниями на время Рождения Иисуса. Впрочем, символизм Рождества Христа — "истинного Солнца правды" — в момент начала возрастания солнечного времени суток всегда был очень важен. Ведь христианство вытесняло широко распространенный в Риме солнечный культ. Еще одним — совершенно случайным, но знаковым — календарным моментом стало совпадение языческого первого дня планетной семидневки (недели), который был посвящен солнцу (ср. англ. Sunday), с днем Воскресения Христа", — говорит Кузенков.

Празднование Рождества Христова в городах России28 ноября 2017, 00:05Украденное Рождество: зачем православным предпраздничный пост

Астрономия и три календаря

В наши дни, однако, дата зимнего солнцестояния сместилась на 21 декабря из-за накапливающейся календарной ошибки. Дело в том, что астрономический год не равен в точности 365 суткам, есть еще четверть суток. К IV веку ошибка в синхронизации календарного и солнечного года достигла уже трех дней, так что зимнее солнцестояние приходилось не на 25 декабря,
а на 22-е.
 
Расхождение юлианского календаря с астрономическим годом на один день накапливается за 128 лет, григорианского — за три тысячи 333 года, а новоюлианского — за 40 тысяч лет.
К XVI веку простая, но несовершенная система корректировки ошибки юлианского календаря накопила целых десять дней отставания от 25 декабря, а от астрономического солнцестояния — 13 дней.

Выполняя решение Первого Вселенского собора о согласовании празднования Рождества и Пасхи с астрономическим годом, папа римский Григорий XIII взял за основу тот же самый юлианский календарь, но усложнил систему компенсации его ошибок и подвинул календарную сетку на десять дней. С тех пор ученые и богословы спорят, разные ли это календари или второй — это тот же самый юлианский календарь, только в чуть усложненной версии, и есть ли вообще смысл в разных "стилях".

"По сути дела, каждый из этих календарей рассматривался как попытка уточнить один и тот же юлианский календарь. Когда папа Григорий в XVI веке вводил свой календарь, он стремился исправить ошибку. То же самое было сделано в 1923 году, когда на Всеправославном совещании приняли новоюлианский календарь, представляющий собой попытку еще большего уточнения.

Если ошибка юлианского календаря — один день в 128 лет, то григорианского — один день в 3000 лет, а у новоюлианского еще меньше. Юлианский календарь в новых двух приближениях — григорианском и новоюлианском остается идеалом, от которого никто не собирался отказываться, но хотели только уточнить его", — объясняет протоиерей Владимир Хулап.
С ним не совсем согласен историк Павел Кузенков.

По его словам, юлианский, новоюлианский и григорианский календари — это, конечно, календари одного типа — солнечного. Они учитывают только ход солнца по сезонам, а луну "игнорируют". К тому же у них одна и та же римская система месяцев. "Но из-за разных способов интеркаляции (вставка високосной секунды, дня, недели или месяца в хронологии. — Прим. ред.) их даты расходятся. Поэтому, строго говоря, это разные календари. Часто их называют "стилями", но это неверно: стиль — это вариант точки отсчета в одном календаре. Например, в допетровской Руси у нас был юлианский календарь сентябрьского стиля, а позже — январского", — подчеркивает Кузенков.
 
Прихожане во время праздничного Рождественского богослужения в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Архивное фото6 января 2018, 08:00Почему до первой звезды нельзя: тайны Рождественского сочельникаПочему до первой звезды нельзя: тайны Рождественского сочельника

Время на небе и в мобильном

Кроме астрономического, в календарном вопросе есть и богословский аспект. Библия говорит, что светила небесные Бог сотворил для исчисления времени: "И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов (Быт 1:14). Можем ли мы согласиться, чтобы ошибка старого юлианского стиля накапливалась и Рождество с декабрем смещалось на январь?

"Если мы посмотрим на христианское святоотеческое богословие IV-VI веков, то увидим, что даты конкретных астрономических событий были очень важны и на их основе выстраивались богословские системы, связанные с днем равноденствия, солнцестояния и так далее. Наша цивилизация отошла от жестких привязок к естественному календарю, мы почти не смотрим на небо, живем по часам, которые у нас в мобильном телефоне. Юлианский календарь остается традицией Русской церкви", — говорит отец Владимир Хулап.
 
"В древности, в том числе в Ветхом Завете, связь календаря с сезонными событиями и работами в конкретном регионе — вопрос принципиальный. Новый Завет открывает в истории другую эпоху: христианство — религия мистическая и универсальная, поэтому и привязки к каким-то природным явлениям в христианском календаре не требуется. Ведь и сейчас Рождество Христово мы празднуем зимой, а аргентинцы — летом, там ведь декабрь — летний месяц," — соглашается Кузенков.
 
Еда до первой звезды: как приготовить сочиво5 января 2016, 10:00Еда до первой звезды: как приготовить сочивоСочиво - традиционное блюдо из пшеницы или ячменя с добавлением меда и орехов, которое готовят православные в сочельник, вечер накануне Рождества. Смотрите видеоинструкцию по его приготовлению.

Русская церковь и календарный вопрос

Светские люди часто спрашивают священнослужителей, причем с возмущением: почему Русская православная церковь не сменит старый юлианский календарь на тот, по которому живет западный мир (григорианский)? Удобнее же праздновать всем вместе 25 декабря! Да и поститься или мириться с постящимися родственниками и друзьями в новогодние праздники (Рождественский пост у православных христиан продолжается до 7 января) тогда не придется. На этот вопрос и священноначалие, и эксперты Русской церкви неоднократно отвечали, что традиционный юлианский церковный календарь дорог церковному народу.

В новом тысячелетии календарные вопросы, конечно, актуализировались. Но совсем недавно, перед Критским собором глав и представителей ряда поместных православных церквей мира 2016 года, патриарх Московский и всея Руси Кирилл в одном из интервью сказал, что вопрос о смене богослужебного календаря в Русской православной церкви сейчас не стоит.
И по-прежнему официальные представители Церкви проблему календаря не считают актуальной.

"В текущем году вопрос богослужебного календаря на официальном уровне в Русской церкви не обсуждался", — сообщил замглавы Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов.

Празднование Рождества в Москве25 декабря 2017, 08:00Монополия Запада: почему православные празднуют Рождество 25 декабря
 

Общество

другие статьи

20.08.2019. APCNEWS.RU.      Стиляги, беспризорники, «еретики» и «язычники» – как субкультуры повлияли на русскую историю. И кто на самом деле был опасен для власти.

17.08.2019. APCNEWS.RU.      Почему мы боремся за бумажные учебники, в чем учителя отстают от учеников, кому оказался нужен ЕГЭ и как система образования соотносится с реальной жизнью, рассказывает Александр Адамский,...

17.08.2019. APCNEWS.RU.      Археологи обнаружили в историческом центре Пскова захоронение XV века, на территории которого сейчас располагаются Поганкины палаты - комплекс зданий, возведенных в XVII веке известным псковским...