Старообрядчество и Первая мировая война

Старообрядчество и Первая мировая война

Старообрядчество и Первая мировая война

15.11.2018. APCNEWS.RU.    100 лет назад, 11 ноября 1918 года, закончился один из самых широкомасштабных и кровопролитных вооружённых конфликтов в истории человечества и особенно XX века — Первая мировая война. В этой страшной войне участвовало 38 государств мира.

На полях сражений от ран и голода погибли более 22 миллионов человек. Около 50 миллионов были ранены и искалечены. В результате войны прекратили своё существование четыре империи: Российская, Австро-Венгерская, Германская и Османская, сообщает Служба новостей APCNEWS.RU со ссылкой на  сайт Русская вера.

В советских учебниках и историографии упоминания о Первой мировой были скудны и тенденциозны. Марксистские историки называли эту войну империалистической, захватнической, а следовательно, несправедливой, на которой не было места подвигу. Подробная информация о войне была стерта со страниц книг, а упоминания о некоторых героях и событиях и вовсе запрещены советской цензурой.

Сегодня отношение к этой войне в корне изменилось. На территории России возведен ряд памятников воинам и жертвам этой страшной войны. А 12 ноября 2018 года президент Российской Федерации В. В. Путин принял участие в мемориальной церемонии, посвященной окончанию войны. Она состоялась на площади Шарля де Голля у подножия Триумфальной арки. Торжества стартовали в 11:00 по парижскому времени (13:00 по московскому), то есть в минуты, когда в 1918 году во Франции и других странах прозвучал сигнал о перемирии.

По приглашению главы французского государства Эмманюэля Макрона в церемонии, помимо президента России Владимира Путина, приняли участие лидеры других стран — участниц Первой мировой, руководители международных организаций. В общей сложности в числе гостей в Париж прибыли 98 иностранных делегаций, 72 главы государств и правительств, руководители крупнейших международных организаций.

Главы государств у Триумфальной арки в ПарижеГлавы государств у Триумфальной арки в Париже

На самом деле Первая мировая война стала страшным историческим рубежом в жизни нашей страны. Она не только унесла жизни миллионов солдат, но и явилась одной из причин последующей революции и Гражданской войны. Название Первая мировая война утвердилось в историографии только после начала Второй мировой войны в 1939 году. В межвоенный период в европейских странах употреблялось название «Великая война» (англ. The Great War). До Октябрьской революции в России эту войну называли «Первой Отечественной», а также «Германской».

В годы этой войны, как и в годы Отечественной войны 1812 года, на фронте воевали десятки и сотни тысяч христиан-старообрядцев. Многие из них отдали свою жизнь за Родину, немало известных старообрядцев стало героями.

Владимир Евсеевич Макаров. «Старообрядчексая мысль», 1915 г.Владимир Евсеевич Макаров. «Старообрядчексая мысль», 1915 г.

Одним из самых известных героев Первой мировой считается казак-старовер Козьма Крючков. Он родился в 1890 г. на хуторе Нижне-Калмыковском Усть-Хоперской станицы Усть-Медведицкого округа Войска Донского в семье коренного казака-старовера Фирса Ларионовича Крючкова.

Казак-старовер Козьма КрючковКазак-старовер Козьма Крючков

В детские и юношеские годы Козьма учился в станичной школе и помогал отцу по хозяйству, а в 1911 г. был призван на действительную службу в 3-й Донской казачий полк имени Ермака Тимофеева. К началу войны он уже имел чин приказного, соответствующий ефрейторскому званию, и в свои 24 года считался одним из наиболее опытных бойцов полка. В конце июля 1914 г. Крючков и три его товарища получили приказ отправиться в сторожевой дозор.

Проехав 6 верст, они внезапно столкнулись с разъездом немецких улан численностью 27 человек, которых возглавляли офицеры. Казаки попытались ускакать врассыпную, но немецкие кавалеристы перекрыли пути отступления и окружили их. Несмотря на неравенство сил, донцы и не думали сдаваться. Козьма Крючков сорвал с плеча винтовку, но в тот же миг сблизившийся с ним германец рубанул казака саблей по пальцам и винтовка полетела наземь. Казак выхватил шашку и вступил в бой с окружившими его 11 врагами. В завязавшейся кровавой сече Крючкова выручали ловкость, удача и быстрая послушная лошадь.

Сабельные удары то и дело доставали казака в спину, в шею, в руки, но, по счастью, они не наносили слишком серьезных ран. Через несколько минут боя Козьма был уже весь в крови, при этом его собственные удары по большей части оказывались смертельными для врагов. Однако сабля выпала из рук героя. Тогда казак схватил пику одного из улан и немецкой сталью проткнул поодиночке оставшихся врагов. К тому времени его товарищи справились с остальными германцами. Потери немецкого отряда составили 22 человека, еще двое сдались, а трое бежали с поля боя. Все казаки получили ранения, на теле Козьмы Крючкова позже насчитали 16 ран.

За свой подвиг Козьма Крючков был награжден Георгиевским крестом 4-й степени №5501. Он стал первым русским воином, получившим боевую награду в начавшейся Мировой войне, а его имя стало символом русской доблести и отваги. О подвиге Крючкова было доложено императору Николаю II, а сам казак прошел мировую войну до самого конца, получив еще несколько высоких наград, включая два Георгиевских креста и две Георгиевских медали «За храбрость».

Владимир Павлович РябушинскийВладимир Павлович РябушинскийПосле печальных событий 1917 года и Октябрьской революции пути казаков-героев разошлись.

Его боевой товарищ, участник того знаменитого боя, казак Михаил Иванков, служил в Красной армии. А сам Козьма Крючков выступил против большевистской диктатуры. Присутствие в рядах белых казаков прославленного героя было лучшей агитацией для набора добровольцев по станицам. В конце августа 1919 г. Козьма погиб во время боя под селом Лопуховки Саратовской губернии. Он был похоронен на кладбище родного хутора.

В советское время имя этого героя войны по известным причинам было запрещено к упоминанию.

Воевали на фронтах войны и другие известные старообрядцы. Так, член известного купеческого рода Рябушинских Владимир Павлович Рябушинский(1873‑1955), автор ряда книг о старообрядчестве и древнерусской культуре, основатель известного парижского русского культурного общества «Икона», отправился на фронт добровольцем. Во главе автомобильной дружины он организовал службу связи при одном из штабов. Во время жестокого боя был ранен в грудь. За отличие произведен в офицерский чин, награжден орденом св. Георгия Победоносца 4-й степени.

Архиепископ Московский Иоанн (Картушин)Архиепископ Московский Иоанн (Картушин)

Не прошла Мировая Война и мимо Рогожского кладбища. С началом боевых действий архиепископ Московский Иоанн (Картушин)благословил освободить помещения Рогожских богаделен и свои личные покои для нужд лазарета, а сам переехал неподалеку, в дом Соловьевых на Рогожском же кладбище, где и скончался в апреле 1915 года.  Подобные лазареты были открыты и при других старообрядческих общинах и храмах.

На фронт ушло большинство из 30 первых выпускников старообрядческого института — практически все они погибли. Сам институт просуществовал до 1918 г., когда был закрыт большевиками. Ушли на фронт и многие члены старообрядческого братства имени Честнаго и Животворящего Креста Господня, известного еще как «Союз старообрядческих начетчиков».

Среди фронтовиков были и другие известные представители старообрядческих согласий, как, например, Михаил Иванович Чуванов (1890 – 1988),  впоследствии председатель московской Преображенской старообрядческой общины федосеевского со­гласия, или Георгий Феодорович Корнилов (1894 – 1992), будущий епископ Куйбышевский (Самарский) Григорий Русской Древлеправославной Церкви.

Старообрядческий начётчик Иван Алексеевич Лукин — прапорщик пехотного запасного батальона. Журнал «Слово церкви», 1915 г.Старообрядческий начётчик Иван Алексеевич Лукин — прапорщик пехотного запасного батальона. Журнал «Слово церкви», 1915 г.

Несмотря на то, что старообрядцы проливали кровь и гибли на фронтах Первой мировой, отношение со стороны государственной и военной власти к ним было не лучшее. Командование всячески препятствовало получению старообрядцами офицерских званий, а синод Греко-российской церкви разъяснял эту позицию:

Никакие толки старообрядцев не должны быть допущены к производству в офицерские чины, причем чем ближе тот или иной толк к православной церкви, тем недостойнее он поощрения в виде офицерского звания» (журнал «Церковь» 1914 г. №19. С. 452.)

Только по особому представлению высшего руководства старообрядцы имели шанс получить офицерское звание.

Тем не менее командование разрешило направить несколько старообрядческих священников в действующие войска. В предыдущую, русско-японскую войну 1904-1905 годов, это было запрещено, и солдаты-старообрядцы были вынуждены умирать на полях сражений без духовного напутствия и утешения.

Ефрем Иванович Шитко. Писарь штаба полка, добровольно ставший в ряды сражающихся, бросив штабную службу. Посвятил себя разведке, которую и вёл лично. В одной из таковых был ранен разрывной пулей. Награждён Георгиевской медалью «за храбрость» и представлен также к Георгиевскому крестуЕфрем Иванович Шитко. Писарь штаба полка, добровольно ставший в ряды сражающихся, бросив штабную службу.

Посвятил себя разведке, которую и вёл лично. В одной из таковых был ранен разрывной пулей. Награждён Георгиевской медалью «за храбрость» и представлен также к Георгиевскому кресту

Одним из таких священников был молодой настоятель старообрядческого храма в селе Ковернино Костромской губернии о. Андрей Попов. 3 июля 1916 года отец Андрей по благословению архиепископа Московского Мелетия (Картушина) был «послан на фронт военных действий для исполнения духовных треб». И до самого окончания Первой мировой войны о. Андрей служил на фронте полковым священником. Впоследствии он рассказывал, что на войне — как на войне. Когда идет бой, то и священник на передовой: помогает, подбадривает солдат, перевязывает раны и выносит раненых с поля боя. А кончится бой — исполняет требы: отпевает, хоронит убитых, исповедает, причащает раненых. Рискует жизнью и несет тяготы службы наравне с солдатами, только оружие в руки не берет: у священника иное оружие, духовное.

Уникальная, единственная в своем роде фотография. Старообрядческий священник о.Андрей Попов с воинами-старообрядцами во время Первой мировой войны. Фотография из архива Покровского старообрядческого храма г. РжеваУникальная, единственная в своем роде фотография. Старообрядческий священник о.Андрей Попов с воинами-старообрядцами во время Первой мировой войны. Фотография из архива Покровского старообрядческого храма г. Ржева

За доблесть, проявленную во время войны, отец Андрей Попов был награжден Георгиевским крестом. Родственники спустя годы очень беспокоились, чтобы советские правоохранительные органы  не обнаружили эту награду. Однако судьба все же настигла священника. Он остался жив в горниле страшных боев германской войны 1914-1918 годов, но погиб от немецкой пули в стенах собственного храма спустя  24 года. Немецкий патруль беспричинно расстрелял его на паперти Покровской церкви г. Ржева 19 августа 1942 года.

Отношение к Первой мировой войне, «забытой» в период власти безбожного режима, несмотря на все изменения в нашем обществе, начало меняться только в последние годы. В 2012 году Президентом России Владимиром Путиным был подписал закон «О внесении изменений в статью 1.1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России», который предусматривает введение новой памятной даты. Теперь перечень памятных дат пополнился Днем памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914 – 1918 годов. Праздник будет отмечаться 1 августа. Эта памятная дата устанавливается в целях увековечения памяти и отражения заслуг российских воинов, погибших в годы Первой мировой войны.

Глеб Станиславович Чистяков

Общество

другие статьи

18.11.2020. APCNEWS.RU:  В отличие от многих эпидемий недавнего прошлого, бушующая в этом году пандемия коронавируса с самого начала имела отчетливое религиозное измерение....