Реставрация «Ночного дозора» Рембрандта пройдет прямо в музее, перед глазами посетителей

Реставрация «Ночного дозора» Рембрандта пройдет прямо в музее, перед глазами посетителей

Реставрация «Ночного дозора» Рембрандта пройдет прямо в музее, перед глазами посетителей

20.07.2019. APCNEWS.RU.      В понедельник 9 июля знаменитое полотно голландского живописца сняли со стены музея Рейксмюсеум в Амстердаме и перенесли в специальную стеклянную камеру. В ближайшие 10 месяцев картина будет находиться здесь, и группа из девяти реставраторов займется ее восстановлением.

Об этом сообщает Служба новостей APCNEWS.RU со ссылкой на сайт Рублев.com.

«Крупнейшая и самая сложная публичная реставрация в истории»

На сайте о предстоящих работах говорится как о «крупнейшей и самой сложной публичной реставрацией в истории». Всего в восстановлении шедевра пимет участие 21 эксперт. Помимо девяти реставраторов, в рабочую группу вошли 9 научных специалистов и 3 фотографа.

Для всего комплекса работ было выбрано название «Операция Ночной дозор» — Operation Night Watch. «Потому что по сложности планирования это похоже на военную операцию», — отметил Тако Диббитс (Taco Dibbits), генеральный директор музея.

Для реставрационных работ в «Соборе искусств» — здании, возведенном в 1885 году и служившем местом хранения шедевра, была построена стеклянная камера площадью семь квадратных метров. Стекло для камеры было выбрано для того, чтобы весь процесс восстановления картины Рембрандта проходил на глазах у посетителей музея.

Кроме того, основные этапы работ организаторы планируют транслировать онлайн, а также публиковать видеоролики о ходе реставрации на странице сайта музея и в Youtube.


См. ролик о монтаже стеклянной реставрационной камеры © Youtube, Rijksmuseum

Сама по себе операция по изготовлению, транспортировке и сборке уникальной реставрационной камеры потребовала от специалистов и сотрудников музея больших усилий. Задолго да начала реставрации в бельгийском Генте был построен железный каркас, на который затем установили стеклянные панели. По словам Т. Диббитса, эта «репетиция» была необходима для последующего успешного монтажа камеры в музее Амстердама.

«Необходимо было получить опыт перемещения таких длинных стеклянных панелей, и это было нелегко, — сказал Диббитс. — Ничего не сломалось, но очень хорошо, что мы опробовали все это заранее».

Руководство музея приняло решение не возводить камеру вокруг картины. Поэтому перед началом монтажа картину переместили в другую часть галереи, а затем, после того как стеклянная реставрационная комната была готова, полотно вернули на прежнее место.

В работах по перемещению 337-килограммовой картины размером 363 на 437 см в реставрационную камеру и установке ее на специальный штатив принимали участие 25 человек. Сами работы продолжались несколько часов. По словам Т. Диббитса, картину сняли со стены вручную, затем с помощью гидравлики погрузили на специальную тележку, которая была сконструирована таким образом, что при перевозке шедевра в стеклянную реставрационную камеру была фактически исключена вибрация.

«Мы так мало знаем о том, как он работал над “Ночным Дозором”»

За последние 150 лет «Ночной дозор» покидал стены Рейксмюсеума лишь несколько раз. Так, в начале Второй мировой войны картина попала в руки нацистов и была вывезена на юго-восток Нидерландов, где хранилась в свернутом виде в бункере, устроенном в пещерах горы св. Петра в Маастрихте.

Последний раз картину реставрировали в 1975 году, после того как на нее напал вооруженный ножом безработный учитель, который нанес полотну около десяти ударов. Тогда специалистам понадобилось 4 года, чтобы устранить последствия. Небольшую реставрацию полотно пережило также в 1990 году. Тогда вандал плеснул на картину кислоту, и только благодаря быстрой реакции охранников, которые обрызгали картину водой, нейтрализовав тем самым действие кислоты, удалось избежать серьезных повреждений.

Специалисты, которые вовлечены на сей раз в процесс реставрации, надеются, помимо сохранения выдающегося полотна для будущих поколений, на то, что параллельное исследование картины с помощью современных технологий позволит лучше понять, как в 1642 году великий голландский художник Рембрандт Харменс ван Рейн работал над своим шедевром. В частности, исследователи намерены проверить версию, согласно которой живописец перед работой над полотном сделал предварительный набросок на огромном холсте.

«То, что мы сделаем в течение следующих десяти месяцев, — это нанесем на карту слой за слоем, пигмент за пигментом, затем на основе этого составим план реставрации, а после этого начнутся реставрационные работы», — рассказал директор музея.

Он добавил, что, поскольку картина всегда была на виду, даже те эксперты, которые специализируются на творчестве Рембрандта и прекрасно знают «Ночной дозор», смогут многое почерпнуть из предстоящего исследования. «Я проработал здесь 17 лет и никогда не видел верхней части картины: вы не можете просто так взять и поставить перед ней лестницу. Мы так мало знаем о том, как он [Рембрандт] работал над “Ночным Дозором”», — отметил Тако Диббитс.

Ежегодно около 2,45 миллиона человек посещают Государственный музей в Амстердаме, чтобы увидеть одно из величайших полотен голландского живописца, которое занимает в его экспозиции центральное место. Благодаря этому амстердамский Рейксмюсеум входит в топ-20 самых посещаемых музеев мира.