Искусственный интеллект дописал пьесу Дворжака спустя 115 лет после смерти композитора

Искусственный интеллект дописал пьесу Дворжака спустя 115 лет после смерти композитора

Искусственный интеллект дописал пьесу Дворжака спустя 115 лет после смерти композитора

24.06.2019. APCNEWS.RU.      В ноябре этого года Пражский филармонический оркестр исполнит третью и заключительную часть пьесы «Из мира будущего» (“From the Future World”) — композицию, которую на основе незавершенного фортепианного произведения чешского композитора Антонина Дворжака недавно создал искусственный интеллект. 

Таким образом, музыкальное произведение получило завершение спустя 115 лет после смерти его автора, – сообщает Служба новостей APCNEWS.RU со ссылкой на сайт Рублев.com.

Искусственный интеллект и творчество: насколько это возможно?

Запланированный концерт станет кульминацией масштабного эксперимента, который в 2018 году задумали креативные директоры пражского офиса международного рекламного агентства Wunderman Ричард Штибитц (Richard Stiebitz) и Филип Хампл (Filip Humpl). Целью эксперимента было проверить, насколько AI (от англ. Artificial Intelligence — искусственный интеллект) сегодня способен справляться с творческими задачами.

Для этого Р. Штибитц и Ф. Хапл обратились к представителям люксембургской компании AIVA Technologies — стартапу в области AI-музыки. AIVA, Artificial Intelligence Virtual Artist («Виртуальный музыкант на основе искусственного интеллекта») с 2016 года создает «эмоциональные саундтреки» для фильмов, телевизионной рекламы и видеоигр.

«Мы хотели посмотреть, можно ли использовать искусственный интеллект в творческом процессе, — рассказал Р. Штибитц. — Потому что все боятся искусственного ителлекта, думая, что он заменит людей. Но я оптимист, и я думаю, что, если люди достаточно умны и они научатся применять искусственный интеллект, это может быть очень полезно».

Перед специалистами AIVA Technologies стояла задача: завершить музыкальное произведение, дополнив безымянный фрагмент фортепианной композиции А. Дворжака ми-минор, представлявший собой всего две страницы нот. По словам генерального директора AIVA Technologies Пьера Барро (Pierre Barreau), это была «счастливая задача» для компании.

Генеральный директор AIVA Technologies Пьер Барро

Фото: Pitch Your StartUp / YouTube / снимок экрана

«Искусственный интеллект часто воспринимается абстрактно, поэтому, в ответ на множество страхов вокруг него, этот опыт поможет показать, что может делать искусственный интеллект, — отметил он. — Задача не в том, чтобы исключать людей из уравнения, а в том, чтобы расширять их возможности и сотрудничать с AI».

Несмотря на то, что данный эксперимент — уже не первый случай, когда AI завершил неоконченное музыкальное произведение, ноябрьский концерт будет первым, когда подобная композиция прозвучит в исполнении симфонического оркестра на крупной концертной площадке. 

«Таким образом, эксперимент заключается также в том, чтобы увидеть, что произойдет, и, возможно, важное значение будет также иметь последующее его обсуждение. Любители классической музыки теперь привыкают к мысли, что классическая музыка исходит от искусственного интеллекта, и они начинают понимать, что она имеет право на существование», — отметил Ричард Штибитц.

См. также видеозапись исполнения музыкального произведения "Letz make it happen", созданного программой AIVA. Люксембург, День независимости, 23 июня 2017 года © Youtube, AIVA


Трое суток на «муки творчества»

Хотя процесс создания композиции для обычных клиентов занимает меньше минуты, работа над завершением пьесы Дворжака продолжалась около 72 часов, то есть почти трое суток. Это время ушло на «переобучение» искусственного интеллекта AIVA, включающего в себя более 30 тысяч записей, созданных на основе всех 115 музыкальных произведений Антонина Дворжака, включая его знаменитую 9-ю симфонию ми-минор «Из Нового Света».

В процессе сочинения AIVA создала сотни различных примеров, из которых специалисты компании — а все они имеют музыкальное образование — выбрали вариант, стилистически наиболее близкий к музыке Дворжака. 

AIVA уже стала первым в мире виртуальным творцом, официально зарегистрированным в качестве композитора в организации по защите авторских прав Франции и люксембургской SACEM. Это означает, что произведения AIVA защищены авторским правом так же, как и произведения композитора-человека.