Собор архангела Михаила и прочих Небесных сил бесплотных

Собор архангела Михаила и прочих Небесных сил бесплотных

Собор архангела Михаила и прочих Небесных сил бесплотных

В Священном Писании архангел Михаил именуется «вождем воинства Господня», или «архистратигом», (Нав. 5, 14—15), так как именно под его водительством ангельские силы выступили против диавола.

«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною...» (Откр. 12, 7—9). 

Имя Михаил с древнееврейского языка переводится как «кто как Бог». 

В Книге пророка Даниила (Дан. 12, 1) архангел Михаил изображен как «князь великий, стоящий за сынов» израильского народа. То есть покровительство, оказываемое еврейскому народу, было одним из видов его служения людям. 

Согласно преданию Церкви, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях: во время выхода евреев из Египта архистратиг Михаил предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью, через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян.

Именно Михаил явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав. 5, 13—16), его сила явилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19, 35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков — Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу (Дан. 3, 92 — 95).

Архистратиг Михаил перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, заключенному во рву со львами. Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд. 1, 9).

В новозаветное время архистратиг Михаил является покровителем и со-ратником «воинствующей Церкви», то есть всех тех, кто верен Богу и ведет войну с силами зла.


Ангелология. Учение Церкви об ангелах

В его основе лежит Божественное Откровение, содержащее сведения о духовном мире. Значительная часть этих сведений заключена в Священном Писании Ветхого Завета.

В Божественном Откровении постоянно подчеркивается служебная миссия ангелов. Об этом свидетельствует уже само название «ангел» (ἄγγελος), т. е. вестник. Оно указывает не на природу существа, носящего это название, а на род его служения. То есть все небесные силы — вестники воли Божьей. 

Ангелы диаконы, фреска. Сербия, Косово, монастырь ГрачаницаФото: Русская икона

Все они различаются по степени близости к Богу: от серафимов и херувимов, которые окружают престол Божий и постоянно поют Богу хвалебные песни, до ангелов, которые сопровождают людей в каждый момент их жизни. Такой ангел — ангел-хранитель — есть у каждого человека, принявшего святое Крещение.

Ангельский мир сотворен Богом, потому что «Им создано все, что на небесах и на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано» (Кол 1. 16). Престолы, господства, начальства (начала) и власти являются ангельскими чинами и входят в состав небесной иерархии.

Относительно времени создания ангелов в Библии нет прямых указаний. Большинство святых отцов считают, что ангелы сотворены до создания вещественного мира. Св. Амвросий Медиоланский пишет: «Ангелы, господства и власти, хотя и прияли некогда свое начало, однакоже уже существовали, когда сотворен был сей мир».

Если о служении ангелов в Божественном Откровении содержится много сведений, то об их природе в нем почти ничего не сказано. «Вид и определение» ангельской сущности, по замечанию прп. Иоанна Дамаскина, «знает один только Создатель».

Существует бесчисленное множество ангелов, о чем неоднократно свидетельствует Священное Писание (Дан 7. 10; Откр 5. 11; Мф 26. 53; Лк 2. 13; Евр 12. 22 и др.). Святитель Иоанн Златоуст убежден, что есть «мириады мириад ангелов, существуют и тысячи тысяч архангелов, престолы, господства, начала, власти, бесчисленные сонмы бестелесных сил и неисповедимые роды их».

Еще до сотворения мира среди ангелов возникло разделение. Самый сильный из них, Денница (по-латыни Люцифер), решил стать равным Богу и поднял против Него бунт. К нему присоединились и другие ангелы. Однако Небесные Силы, которые остались верны Творцу, под предводительством архангела Михаила низвергли бунтовщиков с небес. 

После этого Денница стал зваться сатаной, или дьяволом, а его сторонники — демонами, или бесами. Архангел Михаил же получил прозвание архистратига — то есть предводителя небесного воинства. 

Помимо архангела Михаила Церковь почитает еще шестерых архангелов: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила. 

  • Гавриил — провозвестник Божественных тайн: именно он принес первосвященнику Захарии весть о будущем рождении Иоанна Предтечи, а Деве Марии — о непорочном зачатии от нее Спасителя.
  • Рафаил — целитель, посланный Богом исцелять от болезней и одержимости бесами. Уриил — ангел, охраняющий райские врата после изгнания Адама и Евы. Также он повелевает звездами и планетами.
  • Уриил — просветитель душевных и телесных чувств, наставник заблудших, возбудитель на молитву.
  • Селафиил — ангел молитвы, постоянно беседующий в молитве с Богом и побуждающий верующих молиться.
  • Иегудиил — покровитель мучеников и всех верующих, которые идут к Богу трудным путем.
  • Варахиил — провозвестник Божьего благословения на любое доброе дело.
  • Иеремиил внушает людям благие мысли, возвышающие душу к Богу, и помогает заблудшим вернуться на пусть истинный.

Все они не являются архангелами в собственном смысле, а относятся к высшему чину — серафимам. В данном случае слово архангел (по-гречески — «старший ангел») используется в метафорическом смысле и обозначает их старшинство среди Небесных Сил.

Архангел Гавриил, фреска. Сербия, Косово, монастырь Высокие ДечаныФото: Русская икона

Многие ангельские имена, лики и чины остаются неизвестными людям в их земной жизни и могут быть открыты им только после их смерти. «Есть без сомнения и другие силы, — пишет свт. Иоанн Златоуст, — которых мы не знаем по именам... Есть, конечно, ангелы и архангелы, престолы и господства, начала и власти, однакож не они одни составляют всех жителей небесных; их — целые... неисчислимые поколения, которых не может изобразить никакое слово. А откуда видно, что сил более вышеупомянутых и что есть силы, которых и имен мы не знаем? Павел, сказав то, упоминает и об этом, когда говорит о Христе: посадил Его превыше всякаго начальства и власти, и силы, и господства, и всякаго имене, именуемаго не точию в веце сем, но и в грядущем (Еф 1. 21). Видите, что есть какие-то имена, которые будут известны там, но которые теперь неизвестны».

Согласно христианскому учению, Небесные Силы бесплотны, то есть нематериальны. Под словом Небо понимается не космос и не какое бы то ни было иное место во вселенной: Небо находится и Бог с ангелами обитает там, где наиболее полно реализуется воля Божья. Подробности православного учения о небесных силах изложены в сочинении «О небесной иерархии», которое приписывается святому I века нашей эры Дионисию Ареопагиту.

Празднование собора архистратига Михаила и Небесных сил бесплотных было установлено в IV веке. На Лаодикийском соборе, на котором установили празднование, было запрещено поклоняться ангелам как богам или творцам, но только как провозвестникам воли Божьей.

Источник Рублев.com

В мире

другие статьи

16.11.2020. APCNEWS.RU:   Святой Престол запустил систему искусственного интеллекта для защиты Апостольской библиотеки от хакеров – в настоящее время регистрируется до 100 хакерских атак в месяц...

Общество

другие статьи

18.11.2020. APCNEWS.RU:  В отличие от многих эпидемий недавнего прошлого, бушующая в этом году пандемия коронавируса с самого начала имела отчетливое религиозное измерение....